Они начинали с военно-полевых коммутаторов, где, чтобы услышать сквозь треск помех далёкий голос на том конце провода, нужно было крутить ручку индуктора, а резервный дизель-генератор заводить «с ноги», как мотоцикл. Впрочем, Михаил Костарев, в недавнем прошлом заместитель начальника отдела в управлении технологической связи, личность столь незаурядная, что у неравнодушного собеседника разговор с ним может затянуться не на один час, и не только о производстве, а, к примеру, о «Диалогах» Платона или философии восточных единоборств.
Невысокого роста человек с острым взглядом и военной выправкой молчал и добродушно улыбался. Что-то было в этих глазах – мудрое, уверенное и сильное. Темой нашего разговора с Михаилом Костаревым, заместителем начальника отдела развития управления технологической связи, была его работа в Компании, но, как быстро выяснилось, Костарев оказался собеседником столь разносторонним… Вспомнились слова одного из сослуживцев Михаила Владимировича – «Костарев? Надёжный мужик. В управлении связи больше 20-ти лет. А вообще, он в душе поэт и философ».
Он не любит шумных компаний. Больше – уединение. Как у большинства горожан, устающих от городской суеты, его тянет на природу. Есть у Михаила Владимировича своего рода духовная обитель – домик в пригороде, где он проводит почти всё свободное время. Здесь-то он и собирает свои целебные травы, знаменитые на весь центральный узел связи, где Костарева знают ещё и как «травника», у которого всегда есть травяной сбор от любой болезни, и, шутя и с любовью, называют не иначе как «наш знахарь».
Костарев пришёл в «Газпром трансгаз Томск» в восемьдесят втором. Уже тогда он был связистом со стажем. За спиной – училище связи в Томске, Высшее военное училище связи в Кемерове, служба в войсках ПВО во Владивостоке и работа на одном из предприятий Министерства приборостроения. Спортсмен-разрядник, занимавший призовые места в лыжных гонках, тяжелоатлет, при собственном весе в 69 килограммов, бравший в толчке 150, Михаил Костарев чувствовал себя на предприятии так же уверенно, как и в армии. Дисциплинированный и волевой, он быстро втянулся в работу. Командировку из Томска до Нижневартовска и обратно, когда передвигаться, работать и жить надо было в вахтовке ГАЗ-66, считал делом обычным.
– Был у нас в армии такой капитан Онищенко, – вспоминал Михаил Владимирович,– он говорил: «Сынки, к порядку привыкать тяжело, но при порядке жить легче». За годы работы заместителем начальника службы, а потом и управления связи убедился, как прав был наш капитан. Все хотят, чтобы руководитель был мягким и демократичным, но ведь ещё Платон в «Диалогах» пришёл к выводу, что демократия – далеко не идеальный способ управления людьми.
Трудоголик – в 80-х и понятия такого не было. Но Михаил Костарев, тогда начальник отдела связи Томсктрансгаза, не понимал, как это можно ничего не делать, даже в отпуске его не прельщал пляжный отдых. Отчасти по этой причине он как-то пять лет подряд не брал отпуск.
Впрочем, главной причиной был напряжённый темп работы. В восемьдесят втором только-только вводили радиорелейную линию Трал 400/24 от Нижневартовска до Парабели, но память о связи «до радиорелейной эры» была ещё свежа.
– Первая вдольтрассовая связь была «на четырёхстопятых» – были такие радиостанции УКВ диапазона, стоявшие через 20-30 километров вдоль трассы газопровода. Связь могла оборваться порой посреди селекторного совещания с участием генерального директора. Вот и ехали к месту аварии «шестьдесят шестые», где из всех удобств – рундук, служивший кроватью, да печка «буржуйка». Специалистов не хватало. Все умели всё. Первая одноканальная кабельная линия от Кемерова к Новокузнецку. Затем Трал. 85-86-ые годы – новая масштабная стройка – кабельная линия Проскоково – Томск и отвод на ГРС Химкомбината. Первая цифровая радиорелейная линия Омск – Новосибирск – Томск в 2004-м. Наконец, новая линия DRL Нижневартовск – Томск.
Связист сегодня – это давно не только рабочий с катушкой и ножницами по металлу. Работа службы связи в современных условиях – это проекты, планы, отчёты. Говоря образно, «сначала было слово», то есть проект, к примеру, новой технологической линии. – Мы занимаемся перспективным развитием системы связи и её дальнейшей реализацией,– рассказывал Михаил Костарев.– Составляются задания на проектирование, планы развития на пять, а то и десять лет.
Шеркунов, Костарев, Устюжанин, Воронин, как и ещё десятки первых связистов «Газпром трансгаз Томск». Они постоянно учились – осваивали оборудование, усовершенствовали структуру снабжения, тщательно разрабатывали планы перспективного развития, а затем отвечали за их реализацию. Четверть века. Вместо аналоговых релеек – цифровые каналы и спутниковая связь, вместо будок ГАЗ 66 – удобные «Ермаки». Сегодня восемь экранов в диспетчерской центрального узла связи в режиме on-line позволяют в считанные секунды отследить параметры работы десятков радиорелейных станций, связавших тысячи километров газотранспортной системы в один информационный поток. Чего только стоит система удалённого мониторинга, автоматически обнаруживающая аварию где-то на узловой станции под Горно-Алтайском и сообщающая на пульт всю необходимую информацию.
Да и география работ такая, что в вахтовке уже не доберёшься. В диспетчерской центрального узла висит сразу несколько циферблатов – «Москва», «Томск», «Кемерово», «Иркутск», «Хабаровск». Скоро добавится «Южно-Сахалинск» и «Петропавловск-Камчатский». Изменились технологии, масштабы, ответственность, даже название предприятия, как и, впрочем, всей страны. Изменилось всё. Вот и бензгенератор http://generator98.ru/ теперь запускается без участия человека и вместе с аккумуляторными батареями обеспечивает работу аппаратуры центрального узла связи на трое суток в абсолютно автономном режиме.
Недавно Костарев ушёл на пенсию. В огромной и сложной системе технологической связи «Газпром трансгаз Томск» есть не просто труд связиста Костарева, есть часть его души. «Я во всём и всё во мне» – это любимое выражение Михаила Владимировича. Говорит, вычитал, когда стал заниматься карате.
В 2008 году Михаил Костарев награждён знаком Министерства информационных технологий и связи РФ «Почётный радист». Ранее его работа была отмечена почётными грамотами ОАО «Газпром» и ООО «Томсктрансгаз».