Добраться до месторождений имени Требса и Титова – задача не из простых. А привезти с собой строительные материалы, технику и буквально с нуля создать условия для проживания и работы – тем более.
Схема доставки грузов в тундру сложна и витиевата. Все лето (то есть, по северному, несколько недель) технику и стройматериалы доставляют из Архангельска в порт Варандей на судах – по Северному морскому пути. К примеру, за это лето корабли с оборудованием «Башнефти» сделали 28 рейсов. Затем все ждут зимы, чтобы отправить грузы вглубь континента. В теплое время северные топи непроходимы, а там, где проехать хоть как-то можно, делать этого не разрешают – слишком тонок и хрупок почвенный слой. Единственное исключение сделано для специальных машин – «Трэколов» с огромными надувными колесами. Они создают минимальное давление на почву. Впрочем, для перевозки грузов они приспособлены мало, и вся работа начинается зимой, когда на снегу делают специальные дороги – зимники. Строить их обычно начинают после получения соответствующего разрешения в ноябре. Сначала идут сбор снега и проминка трассы вездеходами и бульдозерами, выравнивание с помощью волокуш, затем заливка водой для укрепления и повышения несущей способности. Обустройство 1 км дороги в среднем тянет на 1 млн рублей.
По зимникам груз с помощью автомобилей повышенной проходимости перевозится на месторождения. Путь неблизкий – 400 км, на прохождение которых уходит от 12 до 96 и более часов, в зависимости от погодных условий. Осилить такое способны только российские вездеходы: «Камаз -43118», «Урал-4320» с загрузкой порядка 14–16 тонн – и, конечно, самые опытные водители, ведь идеальный зимник по своей сути – это каток. За сезон 2010 –2011 годов на месторождения было доставлено 35 тыс. тонн грузов. В 2012-м планируется привезти 100–120 тыс. тонн всего самого необходимого.
Что же везут в тундру? Абсолютно все – трубы, плиты, строительные модули, металл, оборудование, технику, ГСМ, продукты и даже воду! Пока не пробурено ни одной скважины для питьевой воды, пресную воду приходится транспортировать с Варандея и заготавливать в бочках и цистернах на весь сезон. Если же вода кончится, ее придется доставлять по воздуху, и она на самом деле станет золотой. Зато песок и гравий добываются в карьере прямо на месте – их добыча оформлена как «общераспространенные полезные ископаемые», так что кроме нефти на Требса и Титова будут добывать песчано-гравийную смесь для строительства. Что касается людей, то они попадают на месторождение в основном по воздуху – самолетом до Нарьян-Мара, а дальше вертолетом Ми-8. Вместимость вертолета – 22 человека.
Нефтяники живут в так называемых вагонах-домах на двух или четырех человек. Дома оборудованы биотуалетами, аксессуарами для ванной, водонагревателями, микроволновками, телевизорами и электрическими плитами. Сейчас вагонов-домов на месторождениях 16: 13 жилых, офис, столовая и баня. Конечно, простора в таком жилом доме немного, да и спальня больше всего напоминает купе поезда, но это проблема временная. С началом эксплуатационного бурения планируется постройка модульного вахтового поселка. Это будет единое огромное здание, в котором найдется место и офисным помещениям, и красивым просторным двухместным номерам, и прачечной, и бане, и гимнастическому комплексу. На Севере очень тяжело работать и только работать, учитывая вахтовый график – по 30 дней вдали от дома с 12-часовыми сменами. «Какие условия создашь для людей, так они и будет работать» – это главный принцип, которым руководствуются при налаживании быта на Севере. К слову, в поселке обязательно будут спутниковое телевидение и Интернет. А сотовая связь есть уже сейчас.