Поиск работы – весьма тяжелый и кропотливый труд, и успех в этом деле может определить его начальный этап – составление резюме. В век информационных технологий никого уже не пугает некогда иностранное слово, и многие с уверенностью могут сказать, что знаю, как составлять резюме. Однако мало знать структуру документа – нужно еще грамотно расписать свои навыки и умения, показать свои сильные стороны, ведь резюме – это лицо соискателя, которое должно понравиться работодателю.
На первых порах поиска работы многие впадают в ступор от того, что не получают ни одного приглашения на собеседование, хотя не обладают хорошим резюме: опыт в достаточном количестве и качественное образование. При этом резюме рассылается регулярно в несколько организаций. Проблема заключается в несоответствии запрашиваемых работодателем требований к кандидату с описанным опытом в резюме. Поэтому прежде, чем в очередной раз отправить резюме на понравившуюся должность, стоит привести его в некоторое соответствие.
Для каждой отдельной вакансии у вас будут свои сильные стороны. Для того, чтобы их определить, стоит проанализировать, какому требовании в объявлении о работе вы соответствуете на все сто. Это и будет ваш «козырь». Именно им вы и будете «бить» по скептическому усталому взгляду HR-менеджера, показывая, что именно вы достойны этой должности. Главное придерживаться конкретики, избегая ненужного описания и «воды».
К примеру, вы ищите вакансию на должность специалиста по продажам автомобильных прицепов, а в подходящем для вас объявлении главным критерием является опыт активных продаж прицепов и полуприцепов и умение обосновывать цены на полуприцепы для потенциальных покупателей. При этом на предыдущем месте работы вам часто приходилось сталкиваться с продажами программных продуктов и услуг по техническому обслуживанию. Именно на этом и сделайте свой упор в резюме: опишите, что именно продавали, какие методы и средства применяли, и чего в итоге достигли. Также не лишним будет указать свое образование, если оно профильное. В этом случае об опыте, не относящемуся к данной вакансии (например, работа программистом в самом начале карьеры), можно упомянуть вскользь.
Можно также привести пример для более гуманитарной профессии. Зачастую к помощникам руководителя в крупных компаниях выдвигают такое требование, как знание английского языка. Если вы свободно им владеете и вам интересно эта должность, то не ограничивайте свое резюме только лишь указанием того, что ваш уровень владения языком выше среднего. Оживите его описанием образования (учебное заведение, в котором овладели навыком и присвоенную квалификацию), опытом работы (практическое применение английского языка на прежних местах работы), и дополнительной информацией (регулярное посещение курсов и чтение иностранных книг в оригинале). Поверьте, так менеджер по персоналу точно поймет, что вы достойный кандидат.
Однако зачастую бывают случаи, что кандидат соответствует требованиям работодателя, но не в полной мере. Конечно, всегда существует риск того, что резюме просматривается механически по каким-то определенным параметрам, но если вакансия стоящая, то попытать счастье все же необходимо.
Например, принципиальным требованием к PR-менеджеру в финансовой сфере – опыт не менее трех лет, когда у вас за плечами в два раза меньше. Не стоит идти на «дешевую» уловку, приписав себе нужную цифру к стажу – это легко проверить, да и обманщиков никто держать не будет. Лучше расписать свой текущий функционал таким образом, чтобы у менеджера по персоналу, читающего ваше резюме, не осталось сомнений в том, что и за полтора года можно стать хорошим специалистом. Не лишним будут сведения, подкрепляющие вашу заявку на отличного кандидата: образование в данной сфере, аналогичный опыт в других областях. Это в разы увеличит ваши шансы стать кандидатом.
При составлении резюме, особенно в первый раз, практически у всех возникает вопрос, что же написать в графу «личные качества». Не придумав ничего оригинального, все пишут одно и тоже – коммуникабельный, ответственный, исполнительный. Это очень хорошие качества, особенно если они действительно присутствуют, но они настолько примелькались, что больше не «цепляют» взгляд работодателя. Исключить этот раздел никак нельзя, но и оставлять в таком виде тоже. Поэтому помните, ваше резюме – это целостный документ, целью которого является заинтересовать работодателя. В нем каждый пункт должен добавлять значимости всем остальным. Так что определитесь с интересующей вакансией, своими сильными сторонами, и охарактеризуйте свою личность исходя из этих преимуществ. К примеру, на должность бухгалтера подойдут такие качества, как пунктуальность педантичность и усидчивость.
И последний завершающий штрих, но отнюдь не менее важный – это фотография. Компьютер сильно упростил нашу жизнь и увеличил наши возможности, поэтому в резюме можно разместить практическую любую фотографию. Здесь главное помнить цель составления резюме – привлечь внимание, оказать приятное впечатление. Поэтому идеально подойдет фото в деловом стиле на нейтральном фоне. Никаких кошек, собак, попугаев и посторонних людей на фото быть не должно – это не свадебный альбом, а серьезный документ. Если же вы боитесь, что фотография не произведет должного эффекта, или вовсе все испортит, то лучше обойтись без нее, это не возбраняется. Ведь в резюме все должно гармонировать.
Таким образом, можно сделать вывод, что переработка резюме, с целью ориентировать ее на конкретную вакансию – тяжелая и кропотливая работа, требующая ответственности и внимательности. Однако время и силы, потраченные на это, не будут напрасны, ведь результаты не заставят себя долго ждать, а карьера может начаться с гораздо более продвинутого уровня, нежели вы ожидали.