«Сам я родом из Татарстана, — начинает разговор Виктор Александрович. — Знаете, есть такой город Чистополь, знаменитый своим часовым заводом «Восток», на котором выпускали известные «Командирские» часы». Рисовать он начал со школьной скамьи. Однажды работы Вити увидел художник, живший по соседству. Он пригласил парня в мастерскую своих друзей — посмотреть, как работают настоящие художники. Мастера охотно учили мальчика приемам рисования, делились с ним профессиональными секретами, а по возможности и помогали материалами, с которыми в те времена было очень туго.
По совету учителя рисования Витя Сазонов начал посещать кружок изобразительного искусства в местном Доме пионеров. «При этом, — признается Виктор Александрович, — я никогда не мечтал о том, чтобы рисование стало делом всей моей жизни». Для нашего героя это скорее возможность прикоснуться к прекрасному в те минуты, когда в этом есть особая потребность, это мир, в котором всегда уютно его душе.
В 1971 году после окончания школы, когда начался период поиска себя в профессии, Виктор Сазонов идет работать на родной часовой завод учеником слесаря-инструментальщика. На этом предприятии трудились его родители, и казалось, что Виктор станет продолжателем трудовой династии. Но через несколько лет по совету знакомого он принимает, возможно, неожиданное тогда даже для себя решение стать сварщиком и поступает учиться в училище судоремонтного завода. Специальности «газоэлектросварщик» Виктор Александрович верен уже 35 лет. При этом он видит в ней много общего с профессией… художника: «У любого сварщика, как и у художника, свой почерк — шов, который отличается от других. По-этому я стараюсь, чтобы мой сварочный шов выглядел по возможности эстетично. Знаете, мне немаловажно, как выглядит моя работа с художественной точки зрения».
В 1979 году судьба неожиданно делает еще один крутой поворот — Виктор Александрович получает приглашение на Норильский комбинат и уезжает в далекий заполярный город. «Это приглашение, — вспоминает он, — хранится у меня до сих пор». В Норильске его испугал не суровый климат. Первая экскурсия на медный завод, куда Виктора Александровича и пригласили на работу, стала последней: «Смотрю, все вокруг ходят с противогазами, надышался же я за эти 30 минут экскурсии! Голова кружится, слезы текут, я тогда окончательно решил, что на медном заводе работать не буду».
Виктор Сазонов устраивается сварщиком в совхоз «Норильский». В течение года ему удалось решить свой квартирный вопрос и перевезти в Норильск жену с маленьким сыном.
В совхозе пригодился и его талант художника. Виктор Александрович принял активное участие в оформлении красного уголка совхоза — создал чеканный барельеф вождя мирового пролетариата В. И. Ленина. Сейчас на месте красного уголка давно расположен склад, но барельеф, по словам нашего героя, украшает одну из стен помещения до сих пор.
После совхоза «Норильский» трудовая биография Виктора Александровича была связана с «Норильсктрубопроводстроем», «Сибтехмонтажом». В «Норильскгазпроме» с первого дня работы наш герой трудится в п. Южно-Соленое.
Своими творениями Виктор Александрович занимается в свободное от вахты время. У него особый подход как к организации своего рабочего места — он пишет свои работы в основном при неярком освещении, так и к самому творческому процессу — наш герой никогда не рисует, что называется, «с натуры». Подспорьем ему всегда служит обычный фотоаппарат. «Понравился пейзаж, — признается Виктор Александрович, — я его фотографирую, потом уже с фотографии пишу картину, при этом всегда добавляю чтото свое». Все творения ему дороги. Но о некоторых из них он говорит с особым трепетом: «Была у меня одна работа,— вспоминает Виктор Александрович,— выполненная в жанре резьбы по дереву. Помните, тогда очень популярны были изображения вождя революции? Так вот, сделал я портрет Ленина, а для его обрамления специально изготовил чеканку. Эту работу я, будучи еще молодым, передал для участия в выставке, которая проходила в Казани. И она там пропала. До сих пор жалею об этом». Сегодня из «деревянных» работ у Виктора Александровича сохранился только портрет поэта Сергея Есенина.
В свои работы он часто вкладывает философский смысл. На одной из его последних картин изображены сразу три портрета знаковых исторических личностей — Сергея Есенина, Льва Троцкого и Иосифа Сталина. Их судьбы тесно переплетены с особенностями эпохи, и Виктор Александрович попытался передать это в своей работе. Такое переосмысление возникло в результате увлечения исторической литературой. Ее Виктор Сазонов изучает давно, со времен так называемого периода перестройки, когда начались публикации многих запрещенных до этого исторических документов. Особенно его интересует революционный период времени.
Свои работы Виктор Александрович только дарит. Но однажды ему пришлось отступить от собственных принципов. В пору строительства Оганерской больницы Виктору Александровичу довелось работать вместе с югославскими сварщиками. Как-то после рабочего дня он пригласил новоиспеченных товарищей в гости к себе домой. Здесь они увидели картины хозяина и… сразу попросили их продать. На все предло жения подарить работы гости отвечали отказом: «Нет, ты все-таки вкладывал в них свое умение, мастерство, время, а за работу надо деньги платить». Так три работы Виктора Сазонова оказались в Югославии.
И хотя сейчас в мастерской Виктора Александровича немного работ, если собрать воедино все его творения, их вполне хватит для того, чтобы организовать персональную выставку. Пока же большая часть картин украшает интерьеры квартир и домов его друзей и родственников. Возможно, это тоже своего рода выставка? Для персональных почитателей его таланта.