Что такое молодость? Это кипучая энергия, позитивный настрой, азарт, стремление к достижению высот в профессии. Именно такие участники представили свои проекты на XXXII научно-технической конференции в секции «Экология». Первое место по праву присудили Александру, мастеру участка погрузочно-разгрузочных работ Сургутского строительно-монтажного треста №1. Он разработал и внедрил быстросборную самотечную канализацию в передвижных вагон-городках которая позволит свести к минимуму прочистки канализационных засоров: – Эту тему мы затронули не случайно, – рассказывает Александр. – Однажды я увидел данные актов производственного экологического контроля, которые свидетельствовали о том, что существующая прежде канализационная система наносила огромный вред окружающей среде и доставляла большие неудобства для проживания рабочих в вагонах-домах, особенно зимой. Мы с моим наставником Виктором Григорьевичем Ключко, главным инженером базы подготовки производства СМТ-1, рассмотрели многие возможные способы решения этой проблемы и остановились на наиболее, на наш взгляд, доступном варианте.
Так, молодой ученый предложил принципиально простой способ сбора и утилизации сточных вод в передвижных вагонах-домах, которые на сегодняшний день эксплуатируются во многих структурных подразделениях ОАО «Сургутнефтегаз». Он использовал универсальную быстроразборную канализационную трубу, способную работать в любое время года. Благодаря этому малозатратному и долговечному методу (срок службы системы составляет не менее 50 лет) удалось сократить негативное воздействие на окружающую среду и исключить ручной труд работников, проживающих в вагонах.
– Мы используем полипропиленовую трубу, помещенную в теплоизоляцию с внутренним обогревом, которую подключаем к вагонам-домам. С ее помощью все сточные воды оттуда собираются в одну общую емкость. Труба состоит из определенных участков-соединений, благодаря чему весь комплекс легко монтировать и перевозить с места на место, – поясняет Александр. – Испытания проводились на примере трех различных вагонов-домов при температуре –30 градусов Цельсия. Выяснилось, что полипропиленовая труба хорошо работает при низких температурах, а благодаря греющему кабелю, расположенному внутри нее, она не замерзает.
По словам исследователя, в проектно-сметном бюро СМТ-1 уже проработали план создания новой системы на примере вагон-городка на Восточно-Сургутском месторождении, закупили материалы и начали сборку комплекса. В цехе металлоконструкций СМТ-1 изготовили емкость для сбора сточных вод, и в ближайшее время комплекс будет установлен в вагон-городок.
– Это изобретение даст большой экологический эффект, ведь благодаря нововведению мы не допускаем загрязнения почвы, – отмечает Александр. – Не менее важно и то, что мы предложили малозатратный способ сбора и утилизации сточных вод. Надеюсь, что в будущем эта система будет внедрена повсеместно во всех передвижных вагонах-домах компании.