К управлению экономической безопасности и режима часто относятся как к карательному органу, обвиняя его сотрудников в излишней любознательности, придирчивости, ограничении свободы. Но, как в старом анекдоте, кого мы зовем, когда какое-то ЧП случается? Да и делать всё, что вздумается, на режимном предприятии с потенциально опасными объектами разумный человек никогда себе не позволит, поэтому многочисленные ограничения не доставляют ему никакого неудобства, а скорее наоборот, позволяют почувствовать себя в безопасности на работе. А вот от тех, кому трудно соблюдать правила, кто не задумывается над возможными последствиями своих действий, идущих вразрез с установленными порядками, от этих людей нас нужно охранять. В общем, если совесть чиста, бояться нечего.
Этот принцип имеет отношение ко всем направлениям деятельности УЭБиР — от проверки документов при приеме на работу нового сотрудника и обеспечения порядка на промысле до заключения крупного договора подряда на строительство объекта. Поэтому и отдела в управлении три, каждый из которых специализируется на своей сфере деятельности. Название отдела экономической безопасности говорит само за себя, его главной целью является защита экономических интересов Общества. Функции Режимно-объектового отдела отражены в Положении о пропускном режиме ОАО «Норильскгазпром» и включают в себя весь комплекс мероприятий, направленных на организацию и осуществление пропускного режима на объектах Общества. А региональный отдел отвечает за порядок на местах, то есть за работу управления на промыслах добычи газа. Подробнее о работе УЭБиР расскажет главный ответственный за безопасность — начальник управления Раздымахо Александр Иванович.
— Александр Иванович, поясните для начала, что такое «режим» в контексте работы вашего управления?
— Режим — это точно установленный распорядок чего-либо, система правил. Например, существует пропускной режим в нашем административном здании. Он осуществляется с помощью специальной системы, которая контролирует доступ работников, входящих и выходящих в определенное время. Эта система нужна и для того, чтобы в здание не проникли посторонние лица. Кроме того, необходимо оформлять материальный пропуск, когда возникает производственная необходимость вынести или вывезти товарно-материальные ценности с охраняемой территории или объекта. Пропускной режим также у нас действует на всех газораспределительных станциях.
В промысловых поселках тоже ограничен доступ на опасные объекты Общества, там находятся не только газовики, но и постоянно живут представители местного населения (как в поселке Тухард), и часто приезжают оленеводы-кочевники. За обеспечение порядка там отвечают сотрудники органов внутренних дел (ОВО), за сохранность ТМЦ — представители частного охранного предприятия.
Еще одно важное режимное мероприятие — участие в досмотре при вылетах на вахту газовиков. На вертолетных площадках «Норильскгазпрома» осуществляется контроль отправки в трассовые поселки вахтового персонала, технического груза, продуктов питания, работников подрядных организаций и других лиц, вылетающих заказными рейсами Общества. Замечу, несмотря на то, что правила осуществления авиаперевозок и список запрещенных для перевозки предметов всем давно известны, сотрудникам УЭБиР регулярно приходится фиксировать попытки перевозки грузов, запрещенных к ввозу в трассовые поселки (охотничье оружие, спиртосодержащие жидкости, рыболовецкие сети). За 2012 год проверено 1502 авиарейса, 17829 пассажиров, выявлено 34 нарушения «Правил перевозки вахтового персонала», несколько раз не допускались к вылету пассажиры в нетрезвом состоянии.
Режим, как совокупность правил, свод нормативных документов необходим на нашем предприятии для обеспечения порядка и безопасности.
— А что включает в себя вторая часть названия управления — «экономическая безопасность»?
— Экономическая безопасность включает в себя достаточно широкий профиль работ. Существуют внутренние и внешние экономические риски на предприятии, над сокращением которых мы и работаем. Из внутренних — наша цель не допустить хищений товарно-материальных ценностей, злоупотреблений со стороны должностных лиц, незаконных операций, которые подпадают под административное и уголовное законодательство, в общем, всего, что наносит вред нашему Обществу.
Сейчас очень много договоров заключается по итогам конкурсов, и мы в обязательном порядке заранее проверяем те организации, которые могут вступить с нами в договорные отношения, чтобы избежать и внешних рисков. Такие проверки необходимы для того, чтобы выявить на самом раннем этапе попытки мошенничеств, подставные фирмы, фирмы-однодневки, имеющие плохую репутацию. Без заключения УЭБиР юридические лица и индивидуальные предприниматели не допускаются к участию в конкурсе. К внешним рискам относится и невыполнение обязательств подрядчиком, когда договор уже вступил в силу. До появления официальных претензий по выполнению условий договора, до введения штрафных санкций мы контролируем соответствие выполняемых работ утвержденному плану-графику, оцениваем качество и делаем выводы по возможному возникновению рисков, связанных с данным контрагентом, о чем и сообщаем руководству Общества. Несанкционированные врезки в газопровод, слив конденсата тоже относятся к внешним экономическим рискам, которые мы стараемся устранить.
— Что можете рассказать об истории возникновения УЭБиР?
— Я работаю в Обществе не так давно, с апреля 2012 года, но после назначения на должность сразу изучил историю основания управления. Оно было создано в 1997 году, сначала его специалисты занимались исключительно режимными вопросами, охраняли объекты. В их обязанности входила также и личная охрана высшего руководства компании и это была не блажь, а требование времени, все-таки лихие 90-е. В период становления УЭБиР личного состава было 45 человек, тогда объекты охранялись своими силами — тогда ещё не существовали охранные агентства. Со дня образования управления, и по сей день, в нем работают Шевченко Любовь Петровна, Гарбулинский Михаил Брониславович. Эти люди, можно сказать, стояли у истоков создания нашего подразделения, и я отношусь к ним с большим уважением.
Время шло, экономическая обстановка в стране менялась, происходили изменения и у нас.
— А на сегодняшний день управление работает как часы? Нужны ли какие-то перемены, нововведения в работе?
— Кардинальных перемен не требуется, но мы не забываем о том, что время идет, появляются новые требования, которые предъявляются нам со стороны надзорных органов, правительства. Это неизбежно влечет за собой изменения и в нашей работе. Например, как только вступил в силу Федеральный законо защите объектов топливно-энергетического комплекса, к опасным объектам «Норильскгазпрома» ужесточились требования безопасности. По закону эти объекты должны быть определенным образом защищены от несанкционированных вмешательств, терактов. Для выполнения этой работы мы инициируем подписание внутренних нормативных актов, проводим совместные тренировки с ФСБ, с сотрудниками органов внутренних дел. Ведь сейчас везде закладывается фактор терроризма. С учетом тех требований, которые сейчас предъявляются к режимным предприятиям, неизбежны нововведения в УЭБиР. Это касается как его функций в целом, так и круга обязанностей отдельных сотрудников.
Также на нашу работу влияет текущая оперативная обстановка в регионе.
— С какими организациями приходится часто взаимодействовать в вашей работе?
— С УВД г. Норильска, это патрульно-постовая служба, отдел вневедомственной охраны, уголовный розыск. Не так давно мы провели совместное с сотрудниками полиции мероприятие по задержанию двух преступников, которые похищали кабель на ГРС-1. Взаимодействуем мы и с МЧС — совместно проводим учения, с ФСБ, с департаментом безопасности Заполярного филиала, с Дудинским морским портом. Но самое главное взаимодействие у нас внутри Общества, конкретно с начальниками управлений, промыслов, мастерами и рабочими. Хотелось бы обратить внимание на то, что наше управление работает не само по себе, а в тесном контакте со всеми подразделениями Общества. Только сообща возможно оперативно решать наши общие задачи, важные для Общества, хочется, чтобы каждый это понимал.
Например, по предотвращению несанкционированных врезок в конденсатопровод мы тесно работаем с управлением магистральных газопроводов — вместе выезжаем, обследуем трубопровод. Тут надо сказать, что случаи слива конденсата стали значительно реже, поскольку с представителями коренного населения в этом вопросе сейчас налажены отношения, мы теперь им официально предоставляем топливо для снегоходов и дрова.
— Расскажите подробнее о задержании преступников на ГРС-1.
— Тут могу сказать, что в «Норильскгазпроме» улучшилось взаимодействие с местными органами внутренних дел. Мы стали совместно планировать мероприятия. Хищение телефонного кабеля на территории ГРС-1 продолжалось достаточно долго и, как вы понимаете, могло повлечь серьезные последствия, ведь на опасном производстве было обесточено тридцать два телефона. В течение недели мы проводили совместно с полицией заградительные мероприятия, и в итоге, задержали с поличным подозреваемых. Таким образом, и нам удалось пресечь нанесение ущерба Обществу, и полицией было раскрыто три кражи, что в будущем, надеюсь, остановит другие попытки хищений на данном участке.
— Какие требования предъявляются при приеме на работу в управление?
— Специфика работы такова, что сотрудники, которые работают в управлении, в основном из правоохранительной системы. Большая часть — это бывшие сотрудники органов внутренних дел, то есть милиции, с большим опытом, в том числе, работавшие в угрозыске, дежурных частях, патрульно-постовой службе.
— Опыт работы в правоохранительных структурах — необходимое условие?
— Да, стаж работы в правоохранительных органах не менее трех лет — это необходимое условие. Много у нас бывших оперативных работников, которые работали в уголовном розыске, подразделениях по борьбе с организованной преступностью, которые раскрыли не один десяток преступлений. Многие из них проходили службу в горячих точках, поддерживали конституционный строй в Чеченской республике. Они имеют опыт не только в профилактике, но и в борьбе с преступностью. Работнику управления необходимо хорошо знать и федеральные законы, внутренние правила, распоряжения Общества, обязательно пройти инструктаж, изучить нормативную базу. И это должно быть регулярно, потому что нам нужно отрабатывать стандарты Общества. Ими наши сотрудники пользуются для того, чтобы контролировать вверенный участок.
— А какими человеческими качествами должен обладать сотрудник службы безопасности?
— Первое и самое главное качество — это честность, порядочность. В нашей работе существует много соблазнов, которые могут заставить человека переступить черту. Но нужно нести ответственность за выявление всех нарушений и при их обнаружении оставаться объективным. Конечно, такие качества должны быть присущи людям каждой профессии, но у нас это принципиальное требование. Еще каждый наш сотрудник должен быть уравновешенным, уметь справляться со своими эмоциями, держать себя в руках. Это бывает очень трудно, когда знаешь, что человек не прав, еще и ведет себя агрессивно. Тут надо уметь оставаться на несколько уровней выше этого человека, не поддаваться на провокации, уметь вести с ним беседу, быть немного психологом.
— Могут ли к вам обратиться наши сотрудники с личными вопросами?
— Конечно, в любое время. Также, для этого есть телефон доверия. По итогам каждого обращения проводятся проверки, разбирательства, виновные привлекаются к ответственности. Бывает, что помогаем даже тогда, когда личный вопрос не имеет отношения к работе в «Норильскгазпроме».
— Пожелайте что-нибудь вашему управлению.
— Стабильности, спокойствия. Хотелось бы, чтобы не было чрезвычайных происшествий и работать приходилось только над мерами профилактики, удачи во всем!
Управление экономической безопасности и режима является обособленным структурным подразделением ОАО «Норильскгазпром», созданным для выявления и нейтрализации внешних и внутренних угроз экономическому и социальному благосостоянию предприятия, организации охраны его собственности. (Из Положения об управлении).