Экспертную комиссию по развитию единой информационной системы (ЕИС) Сургутнефтегаза возглавляет первый заместитель генерального директора по финансовым вопросам и налогам Владислав Баранков. Закупки, сбыт – всё, что связано с финансами, – уже невозможно представить без IT. ЕИС обрабатывает и анализирует грандиозное количество информации, создаётся база данных по бизнес-процессам, благодаря которой достигается контроль эффективности исполнения договоров, работы специалистов, согласования документов между службами.
Подробнее об управлении развитием единой информационной системы на основе подходов корпоративной архитектуры в ходе
конференции рассказал заместитель начальника отдела корпоративной архитектуры – руководитель группы управления портфелем проектов управления информационных технологий Виктор Тертышный.
В ОАО «Сургутнефтегаз» в 2012 году применён новый подход к планированию развития ЕИС. Во главу угла поставлены: помощь информационных технологий в достижении стратегических целей и решении производственных задач; согласованность кратко-, средне- и долгосрочных планов развития ЕИС; координация деятельности всех проектных групп с целью концентрации на приоритетных направлениях и повышения эффективности использования ресурсов, выделяемых на проектную деятельность.
Портфельное управление С другой стороны, необходимо всегда иметь ясное представление об общей картине информатизации деятельности акционерного общества, чтобы была возможность обоснованного выбора того или иного направления дальнейшего охвата информационными технологиями. Уже начаты работы по описанию корпоративной IT-архитектуры. Это своего рода попытка составить абстрактную модель различных уровней детализации. На основе лучших практик в этом вопросе выделяются для описания четыре представления (домена): модель бизнес-процессов предприятия, модель данных, модель приложений и технологическая модель (инфраструктура). Взаимосвязь этих данных и позволит моделировать развитие ЕИС, подвести теоретический фундамент под планирование портфеля проектов, то есть согласованной и структурированной совокупности проектов.
Переход на так называемое портфельное управление необходим как для оптимизации набора реализуемых проектов по целевым показателям, так и для эффективного управления и достижения стратегических целей предприятия в целом. Для того чтобы управлять портфелем и проектами, в Сургутнефтегазе внедрена информационно-аналитическая система управления портфелем и проектами на базе продукта фирмы SAP–РРМ (Portfolio&Project Management).
Ещё одним «козырем» совершенствования управления развитием ЕИС является стандартизация IT-процессов. В акционерном обществе ведётся централизованный каталог IT-решений, по каждому из них есть возможность увидеть, какие бизнес-процессы автоматизированы, какими приложениями и на какой инфраструктуре, а также какими данными каждое из них оперирует. Каталог IT-решений структурирован в соответствии с иерархией бизнес-процессов Сургутнефтегаза, что позволяет легко определить место каждого IT-решения на «карте» направлений деятельности компании.
Для обеспечения качественной поддержки пользователей IT-решений применена и постоянно совершенствуется система ServiceDesk – обработка обращений пользователей. Она интегрирована с системой работы с учебными материалами и базой знаний. Пользователь, обращаясь по поводу возникшего инцидента при работе в информационной системе, может самостоятельно попытаться найти ответ в базе часто задаваемых вопросов, а также изучить или повторить обучающие материалы. Всё это в комплексе с возможностью оперативного мониторинга своих обращений и заполнения анкеты об удовлетворённости работой службы поддержки позволяет анализировать, своевременно выявлять и устранять проблемы и, наконец, обеспечивать эффективную эксплуатацию внедрённых IT-решений.
Всем «дочкам» – новые разработки Вниманию слушателей были представлены и другие актуальные темы, например, «Организация использования электронного документооборота и электронной подписи в ОАО «Сургутнефтегаз», «Налоговый учёт в дочерних сбытовых обществах ОАО «Сургутнефтегаз», «Учёт договоров в ОАО «Сургутнефтегаз». Возможности и интеграция технологий с информационными системами дочерних обществ». Впервые в работе
конференции приняли участие представители ЗАО «Сургутнефтегазбанк». Заместитель директора корпоративного бизнеса Заурбек Бесолов рассказал о новейшей технологии MasterCard Pay Pass, практическом опыте обслуживания банковских карт на
АЗС, кредитной системе для корпоративных клиентов и маркетинговых инициативах банка и платёжных систем для повышения оборотов и лояльности клиентов.
О программе поощрения покупателей АЗС на базе технологий Microsoft говорил Вячеслав Замараев, менеджер по стратегиям развития и использования технологий ООО «Microsoft Россия». Компания сотрудничает с Сургутнефтегазом более десяти лет. Сегодня Microsoft предлагает новые продукты программного обеспечения, связанные с веб-конференциями, с интерактивным общением в режиме реального времени.
Новые разработки на базе систем SAP планируется внедрить и в дочерних обществах Сургутнефтегаза. Первым стало ООО «Киришиавтосервис». Начальник планово-экономического отдела компании Екатерина Рештенко уточнила, что в этом году началась промышленная эксплуатация системы SAP ЕCC 6.0. Остальные сбытовые предприятия используют прежнюю автоматизированную информационную систему «Парус». Начальник отдела автоматизированных систем управления ООО «Калининграднефтепродукт» Андрей Куимов готов к работе с новыми проектами: «Технологии будущего начинаются сегодня, – говорит он, – и если мы сейчас не начнём, то будущего не будет». Генеральный директор ООО «Псковнефтепродукт» Юрий Малешин отметил, что нужно чаще собираться, чтобы совместно обсуждать проблемы, возможности их решения и перспективы сотрудничества. «Нужно слышать, понимать друг друга. Мы же в одной лодке! Будем двигаться в правильном направлении – и успехов будет больше», – справедливо заметил он.