Навигация для «Норильскгазпрома» проходит в основном в Тухарде, ключевой перевалочно–складской базе предприятия. Выбор места для поселка в свое время был обоснован объективной реальностью — точка расположилась между Мессояхой и Норильском. И, что еще важнее, на реке Большая Хета, позволяющей осуществлять судоходство. Оптимальным способом доставки грузов для строительства первого на Таймыре газопровода стал водный — по Енисею и Севморпути, далее — по зимникам на машинах.
Каждый водоем, как и другие звенья экосистемы, живет своей жизнью и имеет собственный характер. Считаться с обмелением Большой Хеты и Енисея летом пришлось всем — заказчикам, подрядчикам, перевозчикам, грузчикам. Тем не менее, уже в начале октября «Норильскгазпром» принял почти все ожидаемые объемы грузов и вывез металлолома больше, чем планировалось. Соблюдение графика и выполнение объемов были обеспечены напряженными усилиями всех участников навигации, в том числе, работников Тухардского комплекса.
Вадим МАРТЫНОВ, начальник Тухардского цеха УМТС: Несмотря на низкий уровень воды в Большой Хете, навигация прошла в плановом режиме. Другое дело, что на это пришлось затрачивать больше усилий. Этим летом уровень воды на самом мелком месте реки был всего 160 сантиметров. А у барж с песчано-гравийной смесью осадка больше двух метров. Приходилось в устье Большой Хеты останавливать буксиры, перегружать половину груза на другую баржу и таким образом снижать осадку. Нужно было торопиться, потому что срок навигации ограничен, к середине октября по погодным условиям она завершается.
Виктор Колесник, заместитель начальника Тухардского цеха УМТС: 100% запланированных к завозу объемов горюче-смазочных материалов, метанола, сыпучих грузов, песчано-гравийной смеси и базальта мы приняли уже к концу сентября. Более четырех тысяч тонн метанола откачали на Мессояху.
Планы по завозу товароматериальных ценностей постоянно корректировались в сторону увеличения в связи с новыми заявками ОАО «Таймыргаз» и его подрядчика. Хотя цифры сильно менялись в ходе работы, все, что поступало, выгружалось вовремя, простоев не было.
В ходе навигации также вывезли около 80% собранного на промыслах Компании металлолома. В настоящее время на площадке хранения этого вида груза в Тухарде остаются объемные, но легковесные остатки.
Сергей Котик, машинист плавкрана, может за смену разгрузить целую баржу гравия: Водичка в эту навигацию нас подвела, появилась необходимость распаузки, то есть перегрузки барж на воде. Зато выгруженный нами щебень пошел на работы по замене дюкера и на другие нужды «Норильскгазпрома» и «Таймыргаза». В целом же за сезон нам приходится разгружать множество разных грузов: лес, контейнеры, металлоконструкции и многое другое. Когда на Большой Хете идет навигация, отдыхать некогда.
Хмелев Игорь, водитель КРАЗа УМТС: Для меня это была первая навигация. Несложно. Сегодня возили бочки со склада на баржу. Обратно тоже доставляли груз. Подниматься с причала в дождь? Нетрудно, дороги отсыпаны были, все нормально. Обязательно пойду и в следующую навигацию работать.
Экипаж теплохода «Бегичев» — капитан Владимир Вишневский, старший моторист Борис Соколов, старший помощник капитана Виктор Волков. Имеют опыт хождения по морям и крупным рекам. Последние годы бороздят Большую Хету, всю навигацию, как и коллектив плавкрана, проводят на борту: После навигации суда «Норильскгазпрома» заведем в затон на отстой. Также горячая пора для нас — помочь флоту НГП выйти на рейд с оборудованными судами к началу следующей навигации на Большой Хете. Все суда принимающие участие в навигации оборудованы самым современным оборудованием, подробнее тут. Какие необычные ситуации порой разворачиваются, когда обкалываешь лед и выводишь плавкран и другие оборудованные суда на чистую воду, целый фильм снять можно!
Виктория Щеголева, старший диспетчер УМТС, отработала навигацию в пятый раз: В эту навигацию увеличился документооборот, но по грузам справились. Женщинам, мне кажется, здесь немного труднее в плане семьи.
Инженер Отдела логистики УМТС Алена Стурова всю навигацию «обрабатывала грузы» на компьютере, а инженер Оксана Кузьмина, исполнявшая в это время обязанности начальника отдела, держала «под контролем» объемы, расстояния, вес и даже глубину водоемов.
Людмила Ткач, продавец магазина УРС в Тухарде: Принимаем много всего — продуктов, промышленных товаров, запасных частей по заявкам местного населения. Как же в тундре без запчастей?!
Светлана Кутуева, заведующая складом Тухардского цеха УРС: Обычно к концу навигации на складе заполняются все полки. Вот только капусту летом получаем из города, закладываем в свои холодильники, потом все от нас «питаются». Картофель, лук, свекла приходят по реке из Красноярска. Зимой по морю до Дудинки доставляют скоропортящиеся продукты и кондитерку, а потом к нам завозят по зимнику, либо вертолетами. Всего, как правило, от навигации до навигации всем хватает. К нам заявки поступают со всех промыслов, формируем заказы и отправляем им муку, сахар, банки.
Валентина Мелентьева, старший кладовщик склада: Много бутилированной воды получают Южное и Пелятка. А вот кушают меньше всех на Куполе — их заказы на продукты обычно меньше, чем у других промыслов.
Покупатели о продавце магазина УРС Оксане Сенченко: Очень доброжелательная, всегда очень вежливая, очень общительная девушка! Сюда приятно заходить, молодец!
Дмитрий Марченко, заместитель управляющего Тухардским комплексом: Навигация, конечно же, один из самых напряженных периодов, когда поселок, в котором, кстати, живут не только газовики, в то же время продолжает жить обычными буднями. У вахтовиков должны быть нормальные условия и на работе, и в быту, и за этим надо следить. Никто не отменял подготовку регулярных отчетов, ревизии, совещания, проверяющих из разных служб.
Петр Конопацкий, начальник управления рабочего снабжения: Наш план по завозу выполнен. На склады УРС доставлено более 70 тонн овощей и более 800 тонн продовольствия в ассортименте и промтоваров. В общем, навигация в Тухарде — это лето, хорошая погода и рабочие будни.
Павел Егоров, начальник управления материально-технического снабжения. С начала навигации из Красноярска завезено более 75 тысяч тонн грузов ОАО «Норильскгазпром» и ОАО «Таймыргаз» — метанола, энерголеса, базальта, гравия для Тухарда и 68-го км газопровода, а также запчастей на технологическое оборудование, автотракторную, гусеничную и спецтехнику. Из Дудинки в Тухард и на 68-й км газопровода доставлено 14 749 тонн груза, из них 2 934 тонны— это грузы ОАО «Норильскгазпром», а 11 815 тонн — ОАО «Таймыргаз». Металлолома из Тухарда в Красноярск отправлено 1 121 тонна.