То, как рассказывает Павел Иванович Домнин собственную биографию, оставляет впечатление, что ни одного дня не извел он на сомнения, проверки вариантов, пробы ошибки. То ли сам так сложил жизнь, то ли она помимо его воли так сложилась. Впрочем, не настаиваю, что именно так оно все и было. Ибо в ходе нашей беседы Павел Иванович отнюдь не откровенничал, никак не стремился раскрыться, высказать свое жизненное кредо. Более того, он даже не пытался скрыть, что встреча с корреспондентом ему в тягость, и только дисциплина опытного производственника, который привык выполнять любую, пусть даже весьма скучную задачу, поставленную перед ним, заставляла его в нашей беседе участвовать. Эта манера поведения (естественно, самая неподходящая для журналиста) свидетельствовала о том, что Павел Иванович вполне уверен в основательности и надежности своего жизнеустройства.
Работает Домнин на Ачинском НПЗ начальником секции 100 установки по первичной переработке нефти цеха №1. И достиг на этом посту (впрочем, как на прежних - оператора, потом старшего оператора той же секции 100) немалых высот. Мастерство его оценено множеством похвальных отзывов, среди которых благодарственные письма президента "ЮКОС РМ" Николая Бычкова и губернатора Красноярского края Александра Лебедя. Этим последним по времени лестным оценкам своего труда придает, должно быть, Павел Иванович немалое значение - не зря же оба документа в аккуратных рамочках украшают камин, возведенный в гостиной трехэтажного особняка, в котором проживает Домнин вместе с семьей: женой Верой Викторовной и двумя детьми - сыном Павлом и дочерью Натальей.
Все это вместе - трудовая слава, звание то ли лучшего, то ли заслуженного (он в точности не помнит) рационализатора завода, крепкая семья, высшее образование (давшееся, видимо, непросто - вузовский диплом получил Домнин лишь прошлым летом, а лет ему уже сорок три), спортивные достижения (первый разряд по волейболу и лыжам), а также уже упомянутый особняк, машина "уазик", недавно купленная охотничья заимка в шестидесяти километрах от Ачинска - составляют нерушимый "жизненный бастион" Павла Ивановича, возведенный усилиями собственного ума и собственных рук. Все это наглядное свидетельство того, что жизненный путь Домнина проложен по прямой линии, все это - основа для нынешнего осознания себя человеком, твердо стоящим на ногах, занимающим достойное место в современном мире. Они же позволяют и по поводу завтрашнего дня не испытывать никаких сомнений.
В общем, самодостаточный человек, чуждый суете, которого отнюдь не одолевают какие-либо комплексы, который знает, что почем, ни в каких дополнительных оценках собственной деятельности в прессе не нуждается.
Родился Павел Иванович в Кировской области в 1958 году. Но провел здесь только первые четыре года жизни. Вторая половина 50-х - начало 60-х, как помнят старшие по возрасту читатели, была в тогдашней нашей стране эпохой великих перемещений сотен тысяч, а то и миллионов ее граждан. Люди срывались с насиженных мест и отправлялись в дальние края - кто на целину, кто на "великие стройки". Вот и родителей Павла Ивановича подхватил этот порыв ветра времени. И двинулись они от родных берегов Вятки на берега Ангары, где сооружалась Братская ГЭС. Определили им трудиться в леспромхозе. Этот леспромхоз должен был в ударном темпе свести лес на территории, которой предстояло стать дном гигантского водохранилища.
Павел Иванович считает, что с местом, где было указано судьбой провести детство, ему повезло. Поселок Хоранжино в 120 километрах от Братска, резиденция Атупского леспромхоза, расположился в замечательном месте, среди коренной сибирской природы, не засоренной никакими отходами цивилизации. Леспромхоз быстро стал орденоносным, гремел на всю Сибирь. Оттого был поселок велик размерами, стояла в нем школа-десятилетка, где ученикам давали хорошие знания, поощряли спортивные задатки. Тут-то Домнин еще юношей проявил себя на футбольном поле, на волейбольной и баскетбольной площадках. И, само собой, лыжи: снега для занятий ими было в округе более чем достаточно. Потом Павел объездил весь Союз, участвуя в различных соревнованиях. Тут стоит заметить, что Домнин и сегодня отличается спортивной статью: высокий, поджарый, легок, быстр, всякое движение четко скоординировано. Когда подошло время выбирать профессию, Домнин не мучался сомнениями. Брат Николай, который на два года старше Павла, учился в Ангарском политехникуме по специальности "Переработка нефти и газа". Туда же после окончания школы поступил Павел Домнин, легко одолев нешуточный конкурс - 4-5 человек на место.
Не было у него и каких-либо испытаний на "лирическом фронте". В той же замечательной школе леспромхозовского поселка встретил свою суженую. "Пионерская дружба" переросла во взрослую любовь. И уже после, когда и техникум был позади, и армия, сыграли Павел и Вера свадьбу. Живут в согласии и поныне.
Положенные практики проходил Домнин на Ангарском нефтехимическом комбинате. Здесь хотел и остаться, получив диплом. Но АНХК, хотя и создал в свое время техникум для пополнения коллектива молодыми работниками, именно тогда не нуждался в кадрах. Потому распределили Домнина в Комсомольск-на-Амуре. Павел поехал в этот город без особой охоты еще потому, что знал - через несколько месяцев заберут в армию. Так оно и вышло. Благополучно отслужив положенный срок в том же Хабаровском крае, Домнин вернулся в Комсомольск, где его поставили оператором на установку ЭЛОУ - АВТ-3, которая первой встречает на заводе нефть и осуществляет ее начальную переработку. Первичной переработкой занимается Домнин с той поры до нынешней. Именно на этом поприще, естественно, и были достигнуты все его трудовые успехи.
В Ачинск Павел Иванович переехал без малого 20 лет назад - в мае 1982 года. Тогда завод здесь только пускали. Специалисты были нужны позарез. Их привлекали со всей страны, традиционно суля быстрое получение жилья. А Павлу Домнину, уже человеку семейному, ждавшему в то время появления первенца, отдельная квартира была очень нужна. В общем, написал письмо, получил вызов и прибыл. Руководство завода обещание выполнило. И вскоре стал Домнин ответственным квартиросъемщиком, что было очень кстати, ибо в июле того же 1982 года подарила ему Вера сына, которого, как и отца, назвали Павлом. А по осени на Ангарском НПЗ была запущена установка первичной переработки. О том, как это далось, Домнин рассказывает скупо:
- По первости было полно сложностей. Немного горели, пропуски выявлялись, но народ собрался подготовленный. Справились с этим делом легко. Да мне везло: наиболее сильные пожары, когда приходилось вызывать помощь, случались не в мою смену. А мелкие возгорания рукавичкой потушишь - все. Про остальное что рассказывать? Наше дело - четко выполнять служебные инструкции, добросовестно относиться к работе. У меня с этим строго. А плохо бы работал - не награждали бы… Через четыре года, когда на секции 100 освободилось место старшего оператора, Павла Ивановича повысили в должности. И он трудился на этом посту до 1999 года. В один из первых годов работы в новом качестве выпало Домнину серьезное испытание. Однажды ночью произошло аварийное отключение тока на всем заводе. Когда вдруг наступила тьма, первые 5 -10 секунд Павел Иванович ждал, надеясь, что свет снова загорится. Потом быстро разбросал людей - кому какую задвижку перекрывать, чтобы предотвратить разлив нефтепродуктов, уменьшить давление в колоннах. Справились быстро, хотя и действовали впотьмах. За то получила вся бригада премию. А минут через 20-30, когда дали свет, удалось запустить установку в точном соответствии с регламентом.
Молодому Павлу Ивановичу - еще в первые годы работы старшим оператором - не раз предлагали должность начальника секции, но он неизменно отказывался. Причину своего упорства объясняет так: "Когда работаешь по сменам, больше свободного времени. А у меня после сына, в 1985 году, родилась дочка Наташа. Дети часто простужались, болели.
Надо было помогать жене. Потому и отказывался. А если б согласился тогда, может, судьба совсем по-иному сложилась бы".
Три года назад, когда дети подросли, а работать старшим оператором, как признается Павел Иванович, стало уже неинтересно, он принял наконец в очередной раз предложенное ему повышение. Освоение новой ступеньки в карьерной лестнице трудно ему далось лишь в психологическом плане. Надо было осознать свой руководящий статус после многолетнего труда на рабочей должности. Скажем, в бригаде старшего оператора 5-6 человек, а теперь под его началом 40. И все на нем: обеспечение работоспособности секции, качество продукции, документация, подготовка к ремонтам, сами ремонты, запуски после ремонта установки… В общем, хлопотное дело. Выручает то, что он изучил свою секцию до последнего болтика. Как он сам говорит, "за столько лет знаешь, чем она дышит, характер каждой задвижки известен, как она себя поведет, в какой ситуации, да и в коллективе новичков мало".
Конечно, это не значит, что за столь долгий срок в секции 100 не произошло никаких изменений. Они весьма существенны. Как обычно, в ходе каждого ремонта модернизируются те или иные узлы. В десятках случаев перемены были определены рационализаторскими предложениями Павла Ивановича. По его замыслу существенно улучшена работа блока стабилизации бензина, внедрена новая схема вывода одного из боковых погонов, улучшено охлаждение насосного оборудования. А уж более мелких не счесть. Последний ремонт, проведенный недавно, внес значительные изменения в работу атмосферной колонны 102. Реконструкция ее нижней части была осуществлена по проекту известной фирмы "Кох-Глич". Сейчас из 50 тарелок 17 заменены. Это позволяет снизить остаток светлых нефтепродуктов в мазуте на 2 - 3 процента. А на следующий год та же фирма поставит новые тарелки для верхней части колонны. Словом, Павел Иванович, можно сказать, пребывает "в самой гуще научно-технического прогресса". И здесь знания, полученные в заочном вузе, служат весьма успешным подспорьем. Очередные планы модернизации секции - для него вехи на ближайшие годы.
А что же дальше? Ведь наверняка заглядывает он и в более отдаленное будущее. Павел Иванович о долгосрочных прогнозах говорит крайне осторожно. И все же здесь проявляется наконец в его суждениях не присущая им прежде инвариантность. Ведь пенсия по вредности ему положена с пятидесяти. А к тому времени обучение должны закончить и Павел Домнин-младший, который сейчас уже перешел на третий курс Красноярского политеха, где овладевает специальностью инженера-связиста, и дочь, хотя она пока учится в одиннадцатом классе и еще жизненной стези не избрала.
И выходит, Павел Иванович через 7 лет, когда стукнет ему полтинник, полностью выполнит отцовские обязанности, ради которых в свое время пожертвовал скорой карьерой.
Не исходя ли из неких видов на будущее куплена им недавно замечательная таежная заимка? Ведь к охоте и рыбалке он пристрастился еще с малых лет. А там, на заимке, стоят три дома. Живут пенсионеры-пасечники. Не собирается ли Павел Иванович присоединиться к их компании? Он не отвергает возможности такого развития событий:
- Можно будет уйти, если пенсию к тому времени станут платить достойную. А нет - так еще поработаем.
Тон его на этот раз рассудительный, мягкий, спокойный. Чувствуется, что оба варианта им основательно обдуманы. И в общем-то, можно догадаться, что оба его устраивают.