На освоение нефтяных месторождений Западной Сибири в начале шестидесятых годов ехала молодежь не только из просвещенного центра России, после окончания специальных учебных заведений, но и с национальных окраин Советского Союза. Кто-то по слабости характера и спасовал перед трудностями, быстро вернулся в родные края. Но самые сильные из добровольцев, пройдя сибирскую закалку, вросли, что называется, корнями возле своих нефтяных вышек. И на Усть-Балыкском месторождении, к примеру, живут и работают вот уже ровно сорок лет семьи первопроходцев из разных республик СССР. Живут в городе Нефтеюганске, которого в те уже исторические времена еще и на карте страны не было.
Одним из таких первооткрывателей нефтяных месторождений Среднего Приобья был Мансур Валиевич Вахитов. В сентябре 1960 года Мансур по вызову приехал в Сибирь из Узбекистана, да так с тех пор и проживает здесь. Те времена былинными и далекими кажутся, может быть, школьникам, которые знают историю освоения Сибири по книжкам. А у Вахитова далекие сентябрьские деньки стоят перед глазами, как будто все это было вчера.
Трудно было парням тогда добраться до места назначения. Единственным видом транспорта был речной. Вот и плыли от Тюмени до своей буровой долгие десять дней водной дорогой. Времени на адаптацию новичкам не давали, Мансур сразу, как приехал, приступил к работе в бригаде буровика Храмова, бурового мастера Малина.
Едва к людям притерся, новое испытание, особенно тяжкое для узбека: лютая стужа. Зима в том году была очень суровой, морозы опускались ниже минус 60 градусов. Но, несмотря на это, нефтяники продолжали свой нелегкий труд, ни о каких «актированных» днях никто и не вспоминал. В ту лютую зиму была разбурена скважина №61, начали отбивать точку скважины №62, будущей первооткрывательницы месторождения. Из транспортных средств было лишь два трактора С-80 и четыре лошади, из оборудования выдали бригаде один заливочный агрегат. Скважина бурилась долго, мучительно. Подолгу вынуждены были парни ждать, когда подвезут запчасти, их доставляли аж из Сургута. Даже раствор в те годы буровикам приходилось делать самим, сами же и землю возили из ближайшего леска. Словом, на все руки были горазды, все трудности преодолели. Великая сила – молодость!
Психологически как-то сразу стало легче, когда к нефтянику приехала семья – жена и сын. Вот уж натерпелись страху, напереживались, пока добрались до кормильца. Чуть ли не месяц провели в дороге, пока доехали до Ханты-Мансийска, льдом покрылись Иртыш и Обь – единственные транспортные артерии региона. Пришлось им дожидаться вертолета, а затем на перекладных добираться до места назначения. Картины необъятных сибирских просторов, увиденных в иллюминатор ревущей винтокрылой птицы, долго стояли у них в глазах. Как обживались, покупали первую мебель, как дети учились – особый рассказ. Ведь здесь, в Сибири, уже на новом месте, у Вахитовых родилось еще двое детей – девочки Раиса и Римма.
Сейчас-то все дети уже совсем взрослые, самостоятельные, живут и работают они в Нефтеюганске. А сам Мансур Валиевич находится на заслуженном отдыхе.