Управление технологического транспорта № 6 расположено в промзоне. Однако, оказавшись там, ни за что не догадаешься об этом. База отчасти напоминает аэродром: огромная заасфальтирована территория, где, кажется, спокойно можно посадить самолет. С другой стороны, она похожа на воинскую часть: чисто, аккуратно, на зеленых газонах растут березы и молодые ели; на клумбах расцветают бархатцы и анютины глазки. А через открытые двери боксов доносится гул, свидетельствующий о том, что рабочий день в разгаре.
В 2009 году управление отметило юбилей – 30 лет. За время существования предприятие всегда было в числе лидеров. О том, как удается оставаться на высоте, рассказывают начальник УТТ №6 ОАО «Сургутнефтегаз» Александр Гужиков и председатель первичной профсоюзной организации Андрей Лукин.
– Андрей Иванович, как профсоюзная организация взаимодействует с администрацией?
– Мы тесно сотрудничаем с администрацией по вопросам производства, быта, отдыха и т.д. Безусловно, иногда возникают спорные вопросы. Мы решаем их совместно. В чем-то оказывается права администрация, и мы идем на уступки. Где-то уступают нашим предложениям. В общем, находим компромисс. В приоритете должны находиться вопросы производства, зарплаты, охраны труда.
– Что касается условий труда, – присоединился к разговору Александр Гужиков, – у нас один из самых низких уровней травматизма. Для работников созданы комфортные условия: мастерские, боксы, гаражи отлично оснащены. Что же касается уровня заработной платы, то профсоюз тесно работает с объединенной профсоюзной организацией ОАО «Сургутнефтегаз».
– Свои пожелания мы выносим на собраниях ОПО, а они решают их с администрацией акционерного общества. Затем вносятся поправки в колдоговор, – уточнил Лукин.
– Мы проводили среди работников анкетирование, – говорит начальник управления. – Был такой вопрос: «Куда вы пойдете жаловаться при возникновении конфликта?». Мнения разделились: к начальнику, к председателю профкома, в комиссию по трудовым сборам. Я не боюсь отменить свой приказ. Люди чувствуют, что можно добиться правды. Конечно, мы не волшебники, но стараемся делать для людей все, что в наших силах.
– А как на предприятии обстоит дело с досугом и спортом?
– В спорте на протяжении последних трех лет, – рассказывает Лукин, – ниже третьего места не опускаемся. Хочется быть первыми, но в своей группе мы стараемся занимать места на пьедестале. Если говорить о досуге, то хотя бы раз в год лучшие работники выезжают на экскурсии в Ханты-Мансийск, Тобольск.
– Устраиваем коллективные рыбалки, конкурсы рыбаков, семейные состязания «Папа, мама, я – спортивная семья». Стараемся сохранять традиции, – добавляет Александр Павлович. – Ко Дню защитника Отечества, например, организовали поездку на базу отдыха «Беркут» участвовавших в боевых действиях работников. Ветераны локальных конфликтов вспомнили, как пахнет порох, поделились впечатлениями о суровой армейской службе.
У нас есть свой спортзал. Мы долго лидировали в футболе и волейболе, но сейчас подтянулись другие предприятия.
Мы можем похвастать саунами и бассейном. Народ ходит семьями, дети с визгом туда «залетают». На лыжной базе «Снежинка» ОПО ОАО «Сургутнефтегаз» арендуем помещение. Сотрудники занимаются бесплатно. Развиваем спортивное направление, чтобы люди стремились к здоровому образу жизни.
– Существуют ли проблемы с организацией отдыха?
– Проблема есть, но она решается, – констатирует Гужиков. – Это проблема межсменного отдыха водителей, находящихся в рейсе. По результатам опроса выяснилось, что работники нуждаются в кратковременном отдыхе из-за больших нагрузок. Мы обсуждаем это на собраниях. Закупаем автомобили со спальными местами, автономными отопителями кабины, не зависящими от работы двигателя. Мы приобрели три автогостиницы на десять мест со спальными местами и отоплением. И в общежитии на месторождениях нам предоставляют места. Больше половины рейсов растягиваются на два и более дней. Но мы предупреждаем об этом при приеме на работу. Некоторым это нравится. А в рейсы по России и в дальние командировки у нас вообще конкурс, многие просятся. В таких случаях водители останавливаются в мотелях, ставят машины под охрану и отдыхают в придорожных гостиницах. Почему по результатам соцопроса мы находимся в числе лучших предприятий? Потому что такой у нас здоровый моральный климат в коллективе. Но даже при этом мы тщательно изучили полученные результаты и поставили перед собой новые задачи.
– Как удается на протяжении 30 лет оставаться на передовых позициях?
– Думаю, все держится на трех китах. Первый – укрепление материально-технической базы и, как следствие, улучшение условий труда. Второй – подвижной состав. Особенность его в том, что рабочее место водителя, так сказать, подвижное, опасное. Этой составляющей уделяется большое внимание. Техника должна быть надежной, комфортной, а молодежь – заинтересованной в работе. И третий «кит» – работники. Это сложная система, заниматься которой надо ежедневно, с утра до вечера. Где-то стареет коллектив, требуется замена специалистов. Нужно своевременно обучить, подготовить кадры, направить ребят на учебу в институт. И когда они возвращаются специалистами и работают с большим желанием, то приходит ощущение того, что мы не на последнем корешке – дерево растет и крепнет. Если работать по этим трем основным направлениям, улучшать их, то все получится.
– Охотно ли принимаете на работу новых людей?
– Я бы с удовольствием работал с одними и теми же людьми, но это невозможно. Кто-то выходит на пенсию, кто-то уезжает, переходит на новую должность, в другие структуры. Надо успевать готовить кадры, обучать их. Мы довольны, когда приходят хорошо подготовленные специалисты, которые быстро вливаются в коллектив. Сначала они проходят у нас практику, а потом приходят на работу. На предприятии сложились трудовые династии. Например, мать, отец и сын Мурзаковы, мать, отец и два сына семьи Агекян, семьи Ягудиных и Колесюк. Это уже, как говорится, сливки – когда отцы еще не ушли, а к нам приходят их сыновья. Отец обучает сына, советует, передает секреты мастерства. Тот, в свою очередь, старается не ударить лицом в грязь.
В заключение встречи руководители пожелали всему коллективу поменьше потрясений, удовлетворения и удовольствия от работы. – Хочется, чтобы работник видел результат, осознавал, что его труд приносит неоценимую пользу. Над этим мы работаем и будем работать, – подытожил Александр Гужиков.
По результатам опроса среди сотрудников ОАО «Сургутнефтегаз», 56% верят в то, что будут улучшения. 74% удовлетворены работой на предприятии.