На Российский нефтегазовый рынок за последнее десятилетие пришло множество иностранных добывающих и сервисных нефтегазовых компаний. Вместе с ними стал активно развиваться нефтегазовый рекрутмент, появилось большое количество вакансий «менеджер» . А что означает это понятие?
Менеджер - от английского слова manager, от manage - управлять, Менеджер - наемный работник, занятый профессиональной организаторской деятельностью в органах управления предприятия, фирмы, учреждения, наделенный субъектом собственности определенными полномочиями. К числу менеджеров относятся линейные и функциональные руководители организации или ее структурных подразделений (директора предприятий, руководители отдельных подразделений концернов, трестов, синдикатов и т. д.)
В своей ежедневной работе по привлечению персонала на международные нефтяные проекты в России, компании хотят видеть у себя в команде «идеального руководителя», «менеджера XXI века».
А какой он «Портрет» менеджера нефтегазовой индустрии XXI века ?
Обсуждение этого вопроса было бы не полным 6eз обсуждения следующих дискуссионных вопросов:
Социально-демографические особенности (пол, возраст, образование и опыт работы), также оказывают определенное влияние на специфику и эффективность работы руководителя. Например, установлено, что стиль управления у мужчин и у женщин может заметно отличаться. Женщины, как правило, предпочитают более демократические формы управления. Они чаще, чем руководители-мужчины, привлекают подчиненных к принятию решений, делятся с ними властью и информацией. Мужчины же чаще склонны к командно-директивному стилю управления.
Были выбраны следующие Социально-демографические критерии:
Мы провели исследования 850 менеджеров нефтяного бизнеса, используя собственную базу данных.
-
Возраст менеджеров
-
Опыт работы в статусе менеджера
-
Взаимосвязь базовой специальности менеджеров и профиля бизнес-деятельности компании
-
Общий стаж работы менеджеров в нефтегазовой индустрии
-
Знание английского языка
ВОЗРАСТ МЕНЕДЖЕРОВ
Таблица 1.
Возраст
|
Доля менеджеров с данным возрастом (%) в целом
|
До 25 лет
|
5
|
25 - 30 лет
|
10
|
30 - 40 лет
|
20
|
40 - 50 лет
|
25
|
50 - 60 лет
|
25
|
Более 60 лет
|
5
|
Как правило Нефтегазовые Компании ищут себе менеджера не моложе 30 лет , порой есть некоторые вакансии , где требуются люди зрелого возраста, которые способны грамотно вести бизнес и управлять дорогостоящими проектами.
ОПЫТ РАБОТЫ В СТАТУСЕ МЕНЕДЖЕРА
Таблица 2.
Время работы менеджером в нынешней должности
|
Доля менеджеров с данным опытом (%) в целом
|
менее года
|
10
|
от 1 до 2 лет
|
15
|
от 2 до 3 лет
|
25
|
от 3 до 5 лет
|
20
|
более 5 лет
|
30
|
Многие руководители отделов персонала хотят кандидатов на позицию менеджера с трех-пятилетним опытом в аналогичной позиции в предыдущей компании.
ВЗАИМОСВЯЗЬ базовой специальности МЕНЕДЖЕРОВ и профиля бизнес-деятельности компании
Таблица 3.
Базовая специальность
|
Доля менеджеров с данной специальностью (%) в целом
|
полностью соответствует профилю компании
|
50
|
в целом соответствует
|
35
|
не соответствует
|
15
|
Соотношение базовой специальности с профилем бизнес-деятельности компании
Не удивительно, что подавляющее число менеджеров (85%) имеет базовое нефтегазовое образование, полностью или в целом соответствующее профилю бизнес-деятельности компании. Вместе с тем, видно, что само по себе базовое нефтегазовое образование, отличное от профиля бизнеса компании, не препятствует тому, чтобы активно заниматься менеджментом, при этом даже профессионально.
Общий стаж работы МЕНЕДЖЕРОВ в нефтегазовой индустрии
Таблица 4.
Общий стаж работы в нефтегазовой сфере
|
Доля менеджеров с данной специальностью (%) в целом
|
менее 1 года
|
5
|
От 1 до 3 лет
|
10
|
От 3 до 5 лет
|
10
|
От 5 до 10 лет |
55 |
Свыше 10 лет |
20 |
Как мы видим из результата исследования, 55% проработали в нефтегазовой компании от 5 до 10 лет и 20% свыше 10 лет. Они построили карьеру на предприятиях нефтяной и газовой индустрии . Не секрет, что многие кандидаты (до 95%) не хотят менять нефтегазовую сферу на иные. У меня было много примеров , когда менеджеры с 10-15-летним стажем в нефтянке отклоняли предложения от добывающих металлургических компаний, они рассматривали вакансии только в нефтяной индустрии.
ЗНАНИЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Таблица 5.
УРОВЕНЬ ЗНАНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
|
Доля менеджеров с данной специальностью (%) в целом
|
Свободное владение
|
25
|
Средний уровень
|
40
|
Ниже среднего
|
15
|
Не имеет |
10 |
Другой иностранный язык |
10 |
Последнее время сложилась определенная тенденция, что российские нефтяники активно начали изучение английского языка. Этому способствуют такие мотиваторы, как : более успешный карьерный рост в своей компании, новая престижная работа, более высокая зарплата, участие на международных нефтегазовых конгрессах, возможность трудоустройства за границей и пр.
Этические аспекты работы руководителя.
Известно, что этика отношений в организации во многом определяется этикой поведения ее руководителей: важно то, что они говорят, но еще важнее то, что они делают.
В начале XX века французский промышленник Г. Файол писал, что менеджеры выполняют пять основных управленческих функции. Они планируют, организуют, руководят, координируют и контролируют. В XXI веке эти функции обычно сводят к следующим:
- планирование;
- организация работы;
- руководство;
- контроль.
Для характеристики работы менеджеров нефтегазовой индустрии целесообразно рассмотреть, какими профессиональными качествами они должны обладать, чтобы успешно выполнять свои должностные обязанности.
Выделяют три вида качеств:
1. Техническое мастерство
Наличие нефтегазового, нефтехимического, геологического высшего образования.
Способность применять знания и навыки, приобретенные на нефтяных месторождениях: понимание проектирования, строительства, установки, практик эксплуатации и технического обеспечения нефтепроводного оборудования в НГП на уровне эксперта, способность определять воздействие на прибыльность бизнеса и практические навыки управления производством, разработка проектов и инвестиционный анализ.
Знания использования НГП оборудования по своему узкому направлению и программного обеспечения .
2. Мастерство общения
Умение работать с другими людьми, понимать и мотивировать, разрешать конфликты.
Исследования показывают, что руководитель тратит до 80% рабочего времени на управленческое общение. Следовательно, плодотворно может работать лишь тот руководитель, который умеет организовывать эффективное деловое общение. Решение этой задачи невозможно без знания психологических основ коммуникации и этики делового общения.
Главным условием эффективности делового общения является знание руководителем специфики работы сотрудников, не секрет , что многие сотрудники нефтегазовых компаний работают вахтовым методом либо переезжают в нефтяной регион вместе с семьей на постоянное место жительство по производственной необходимости. Нефтяные специалисты работают в регионах крайнего Севера, занятые на опасных работах (уступая по опасности профессии лишь летчикам –испытателям). Это накладывает свои коррективы в общении с подчиненными,если правильно организовать общение, можно добиться при этом создания атмосферы взаимопонимания, доверия и сотрудничества. Учёт особенностей обратной связи, использование психологических знаний для преодоление коммуникативных барьеров, а также правильный выбор типа коммуникативного воздействия и некоторые советы по этике общение существенно сократят затраты времени как руководителя, так и подчинённого.
3. Концептуальное мастерство
Умение анализировать сложные ситуации на крупном проекте или объекте, определять проблемы на месторождениях, а также альтернативные подходы к их решению и выбирать среди них наиболее оптимальные решения, обращаться к международному опыту в процессе разведки, бурения и разработки месторождений. Концептуально мыслить и внедрять это на практике свои идеи может только управленец с качествами лидера. А какие они качеств лидера ?
- честолюбие;
- энергичность;
- желание вести за собой других;
- честность и прямота;
- уверенность в себе;
- способности и знания.
В последнее время появился целый ряд новых теорий лидерства, среди которых особое распространение получили теории харизматических качеств лидеров. Были сделаны попытки сформулировать, те качества лидеров, которые придают им в глазах тех, кого они ведут за собой, ореол особой значимости, исключительности и магнетизма, позволяющий увлекать за собой людей. Обсуждение вопроса о том, можно ли научить людей быть харизматическими лидерами или это врожденное качество? В то время как ряд специалистов считает, что это врожденное качество, большинство из них продолжает склоняться к тому, что людей можно научить демонстрировать харизматические формы поведения. Назовем некоторые из этих качеств:
- практически полная уверенность в своих суждениях и способностях, подкрепленная многолетним опытом;
- умение видеть перспективу развития месторождения (геомаркета) лучше, чем остальные;
- умение хорошо чувствовать ситуацию и находить ресурсы, необходимые для достижения цели.
- способность увлечь своей идеей отдел, бригаду, работников локации, умело разъясняя и убеждая ,таким образом, что многие начинают относиться к новой идее как к своей собственной;
- преданность идее, готовность рисковать и взять на себя ответственность, за многомиллионное нефтегазовое оборудование;
- нетрадиционное решение, иногда идущее вразрез с общепринятыми нормами геологии, разработки или бурения, если такое поведение позволяет добиваться результата, то оно может вызывать восхищение коллег;
Вывод : «Портрет» менеджера XXI века выглядит так.
Личность с выраженной менеджерской харизмой, со всеми качествами лидера, коммуникабельный , среднего возраста (35-45 лет), с опытом работы в качестве руководителя не менее пяти лет, с высшим профильным образованием, который умеет строить карьеру в одной компании , свободно владеющий иностранным языком, который ведет здоровый образ жизни, следит за своим внешним видом.
И, наконец, самое главное: менеджеры XXI века становятся одними из ключевых фигур социального потенциала нефтегазовых компаний, входят в его наиболее инициативное и творчески результативное ядро. Именно от них во все большей степени зависит успех в нефтегазовой отрасли и бизнес-деятельности в целом.
Автор: Ходыкин Андрей
- Рекрутмент Менеджер Нефтегазового Департамента
компании Brunel по России и СНГ
Статья опубликована в журнале Нефть и Капитал 25 июля 2007 года