С 10 декабря 2012 года в Компании проходит серия тренингов по защитному вождению для штатных сотрудников ОАО «ТНК-BP Менеджмент» Корпоративного центра, организованных по инициативе управления HSE и БН «РиД». На вопросы, связанные с обучением по этому курсу, отвечает Иван Лукин, менеджер административного департамента ТНК-BP.
Для многих термин «защитное вождение» почти неизвестен. Что же это такое?
Это умение управлять автомобилем таким образом, чтобы избежать возникновения аварийных ситуаций. Обучение защитному вождению позволяет развить массу полезных для водителя навыков. Правильно выставленное и отрегулированное кресло водителя, положение его рук на руле во время движения, отсутствие в автомобиле незакрепленных предметов, правильно пристегнутый ремень безопасности — все это основополагающие моменты защитного вождения. До сих пор не все водители, например, понимают важность использования ремней безопасности на задних сиденьях. Бытует мнение, что сзади ездить безопаснее, хотя печальная статистика говорит о том, что при ДТП непристегнутый задний пассажир повреждает не только себя, но и впереди сидящего человека. Мой водительский стаж 11 лет, но после того, как я прошел эти курсы, понял, что существует много моментов, которые позволяют избежать опасной ситуации на дороге.
Например, остановка на разворот или поворот с вывернутым рулевым колесом. Когда водитель ожидает поворота или разворота, он очень часто выворачивает руль. Так сравнительно недавно погиб известный актер Юрий Степанов. Он ехал в такси, водитель которого, пропуская встречный транспорт при повороте налево, вывернул руль. С такси, в котором находился актер, совершил столкновение едущий сзади автомобиль. Если бы рулевое колесо было в нейтральном положении, то от удара такси бы покатилось вперед, а не вылетело на встречную полосу, где произошло столкновение со встречным автомобилем. Существуют правила, каким именно образом должно располагаться сиденье водителя и в какой последовательности его нужно регулировать. Если поменять последовательность, кресло не будет выставлено должным образом. Даже при несильном ДТП это грозит переломами. И мало просто пристегнуть ремень безопасности, его нужно пристегнуть правильно.
Еще одно элементарное правило, которое действительно очень сильно помогает, — это правило остановки в пробке. Водитель всегда должен видеть место контакта задних колес впереди стоящего автомобиля с дорогой. Такая дистанция позволяет водителю вовремя среагировать, если впереди стоящая машина сломалась и покатилась назад.
Я заметил, что многие московские водители любят управлять машиной одной рукой. Это очень опасно. Если нужно будет объехать открытый люк или выбежавшую на дорогу собаку, то, управляя одной рукой, водитель не сможет этого сделать. Даже в правилах дорожного движения написано, что управлять автомобилем необходимо двумя руками. Управление одной рукой допускается только в двух случаях: в момент переключения передачи и при движении задним ходом, когда водитель смотрит назад в полуобороте. Есть еще одно распространенное заблуждение, что разговор по мобильному телефону является безопасным. На самом деле, только устройство hands free является гарантией безопасности. Лучше всего покупать качественные и сертифицированные устройства в проверенном магазине автозапчастей "Движком": http://dvizhcom.ru. Водитель, когда держит телефон в руке, еще больше расслабляется, еще больше углубляется в свои мысли, в разговор и еще больше отвлекается от дороги — есть такая статистика.
От процесса вождения отвлекает и громкая динамичная музыка. Если водитель начал постукивать в такт музыке ногой или руками по рулю, это первый сигнал, что он отвлекся от дороги. О том, как все это учитывать, какие меры принимать для повышения уровня безопасности всех участников дорожного движения, и учат на курсе защитного вождения.
Как проходит обучение защитному вождению и кто его проводит?
Как известно, ТНК-BP вошла в десятку лучших компаний в рейтинге Международной ассоциации производителей нефти и газа (OGP) по основному показателю деятельности в области охраны труда среди компаний нефтегазовой отрасли. Мы предъявляем самые высокие требования по охране труда, промышленной и транспортной безопасности, в том числе и к своим подрядчикам. Своих подрядчиков мы сертифицируем в соответствии с нашими требованиями. Тренинги, которые организованы, проводит компания «Актив Безопасность». Курс обучения согласован с нашим управлением HSE. В соответствии с этими рекомендациями в тренинге используются видео-, аудио- и фотоматериалы, приводится накопленная статистика, а в самом конце курса проводится вождение с комментариями. По результатам обучения обязательно проводится тестирование. Курс защитного вождения занимает один день, в который включены как теоретические, так и практические занятия.
На каких автомобилях ездят во время практических занятий?
На стандартных автомобилях экономкласса с автоматическими коробками передач. На тренинги приглашаются штатные сотрудники ОАО «ТНК-BP Менеджмент» Корпоративного центра, которые уже имеют действующие водительские удостоверения и могут управлять автомобилем в Москве. Многие, кто ко мне приходил, ошибочно посчитали, что мы собираемся учить сотрудников экстремальному вождению. Наша Компания выступает против экстремального вождения: здесь, в Москве, да и в любом городе России: это небезопасно. Любители экстрима могут в выходные выехать на какой-нибудь платный трек и погонять там в свое удовольствие. Но навыки экстремального вождения ни в коем случае не стоит применять на обычных дорогах. Наоборот, после прохождения нашего тренинга человек должен более безопасно управлять автомобилем.
Насколько эффективен, на ваш взгляд, этот курс защитного вождения?
По статистике нашей Компании, после обучения, если судить по нашим подрядчикам, снижается количество как ДТП, совершенных по их вине, так и ДТП по вине третьих лиц — иными словами, водители становятся больше подготовленными к тому, чтобы избегать аварий. Это актуально и для наших подрядчиков, работающих в регионах присутствия Компании, и для сотрудников Корпоративного центра, которые передвигаются на личных автомобилях по московским дорогам.