В отличие от многих компаний, выведших транспортные предприятия из своего состава, Сургутнефтегаз сохранил и продолжает увеличивать транспортный комплекс, считая его неотъемлемой частью бизнеса. Транспортники первыми приходят на объекты будущего производства, участвуют во всех технологических процессах и обеспечивают стабильный рабочий процесс при разведке, освоении и дальнейшей эксплуатации нефтегазовых месторождений. Сегодня в акционерном обществе 37 структурных подразделений имеют на балансе транспорт, включая семь управлений технологического транспорта, шесть транспортных подразделений, входящих в состав НГДУ, 22 специализированных подразделения других управлений и трестов, ПТФ «Сургутнефтетранссервис» и трест «Сургутнефтедорстройремонт». Курирует работу транспортных предприятий компании управление технологического транспорта, спецтехники и автомобильных дорог.
Технический парк транспортного комплекса ОАО «Сургутнефтегаз» в настоящее время насчитывает более 25 тысяч единиц автотракторной техники более 1 500 различных марок, моделей и модификаций. В том числе 5 044 единицы грузоперевозящей техники, 1 804 автобуса, 2 161 легковой автомобиль, 4 983 единицы специальной и нефтепромысловой техники, более 3 370 единиц тракторной техники, 7 340 прицепов и полуприцепов, 567 единиц прочего транспорта (краны, авто- и электропогрузчики, водный и воздушный транспорт, мотоциклы, сани). Ежегодно этот мощный парк обновляется более чем на 1 000 единиц автотракторной и промысловой техники. К слову сказать, импортная техника, в том числе и техника производства стран ближнего зарубежья, составляет 21% от общего количества транспорта. В компании реализуется программа импортозамещения. В 2008 году экономический эффект от применения отечественных запасных частей вместо импортных составил почти 1,3 миллиона долларов.
В транспортном комплексе Сургутнефтегаза трудятся около 30 тысяч человек. Это водители, машинисты, трактористы, ремонтно-вспомогательные рабочие, инженерно-технические работники. Силами такого многотысячного коллектива осуществляется обеспечение структурных подразделений компании технологическим транспортом, специальной нефтепромысловой и дорожно-строительной техникой, доставка рабочих вахт, грузов, организация авиационных и речных перевозок, сохранение техники в надлежащем техническом состоянии, содержание внутрипромысловых и магистральных дорог.
В настоящее время транспортное обеспечение процессов нефтедобычи и разведки полезных ископаемых в ОАО «Сургутнефтегаз» транспортной техникой производится на территории Тюменской, Томской, Омской, Новосибирской, Иркутской областей, Республики Саха (Якутия).
В 2008 году транспортниками акционерного общества перевезено более 52 миллионов тонн грузов. К местам производства работ и обратно автобусами централизованно доставлено более 24 миллионов рабочих и служащих. Авиационным и железнодорожным транспортом за год перевезено более 174 тысяч человек.
Сургутское УТТ №3 около двадцати лет специализируется на пассажирских перевозках. 90% перевозок сотрудников осуществляется именно автобусами, в том числе и на такие удаленные месторождения, как Рогожниковское и Юкъяунское.
– Мы перевозим самый ценный груз – людей. Поэтому перед нами поставлена задача – повысить уровень безопасности пассажирских перевозок, – говорит главный инженер Сургутского УТТ №3 Игорь Козориз. – Что для этого сделано? Первое – это забота о водителях, и второе – повышение уровня технического состояния транспортных средств. Мы организовали ТО и ремонт автобусов без участия водительского состава, чтобы люди могли отдыхать в свое межсменное время.
Централизованная доставка горюче-смазочных материалов на крупные автозаправочные станции компании, а затем с АЗС на месторождения также производится транспортными подразделениями Сургутнефтегаза.
Основой технической политики в области обслуживания и ремонта техники является технологически замкнутая производственная цепочка с опорой на собственные производственные мощности. Весь объем технического обслуживания, текущего и сопутствующего ремонта различной техники, узлов и агрегатов организован непосредственно в структурных подразделениях. Типовые ремонтные механические мастерские оснащены специализированными участками и технологическим оборудованием.
Техническое обслуживание и ремонт автотракторной техники осуществляется на производственных мощностях основных баз транспортных подразделений, специализированных базах для централизованного ремонта, а также с помощью выездных бригад для ТО и ремонта техники, находящейся по специфике своей работы на значительном удалении от основных баз предприятий. В 2008 году в рамках программы технического перевооружения ремонтного производства УТТСТиАД проводилась частичная замена вышедшего из строя и морально устаревшего оборудования с внедрением высокотехнологичной техники. 28 структурных подразделений Общества прошли проверку оснащенности технологическим оборудованием. Проведены эксплуатационные испытания 23 единиц автотракторной техники, оборудования и новых технологий. Организовано повторное использование узлов и агрегатов после списания техники – в прошлом году отреставрировано 4 170 агрегатов.
С целью качественной диагностики организован инструментальный контроль технического состояния автотранспорта перед проведением технического обслуживания. В рамках государственного технического осмотра в 2008 году проведен инструментальный контроль более 18,5 тысячи транспортных средств. Продолжается развитие информационно-аналитической системы управления автомобильным транспортом. 448 единиц автотракторной и специальной нефтепромысловой техники в 22 структурных подразделениях оснащены спутниковой навигацией.
Большое внимание уделяется развитию и реконструкции производственных баз транспортного комплекса. К примеру, ремонтно-эксплуатационная база Сургутского строительно-монтажного треста №2 вышла на новый уровень с введением в эксплуатацию в 2003 году базы производственного обслуживания импортной техники УМиТ-5. Этот мини-завод является центром диагностики, сервисного обслуживания и капитального ремонта более чем 160 единиц импортных экскаваторов, бульдозеров и трубоукладчиков, находящихся на балансе треста и других структурных подразделений компании. Как сказал один из руководителей подразделений: - "куплю бульдозер в своё структурное подразделение, который будет обслуживаться здесь".
Здесь осуществляется диагностика и ремонт топливной аппаратуры, двигателей, гидравлических систем, ходовой части. Сервисное обслуживание проводится непосредственно на месторождениях. За пять лет работы на БПО импортной техники выполнен капитальный ремонт свыше 19 тысяч узлов, агрегатов, а также полнокомплектной техники на сумму около 1,5 миллиарда рублей. В 2008 году построено 87 объектов для транспортных структурных подразделений акционерного общества. Рассматривается вопрос о применении быстровозводимых зданий на отдаленных и перспективных месторождениях.