Работа в нефтяной и газовой отрасли
OilCareer.Ru Работа и карьера в нефтегазовой отрасли
Работа
Начало » Статьи » Трудоустройство » Рынок труда

СОБЕСЕДОВАНИЕ [35] Испытательный срок [12] План действий [15]
Рынок труда [35] Советы работодателей [5] ТРУДОУСТРОЙСТВО [43]
Истории успеха [5] Будьте осторожны [10] Работа за рубежом [6]

Вузы и работодатели - друзья навек

Не секрет, что многие выпускники вузов, даже при наличии хороших оценок в дипломе, сталкиваются с острой проблемой трудоустройства. После отмены принудительного распределения молодые специалисты, конечно, получили относительную свободу выбора, но зачастую они не могут устроиться в компании, где им хотелось бы работать, - по причине отсутствия опыта. Благо в последнее время многие работодатели осознали, что отличное базовое образование имеет большее значение, чем профессиональные навыки, и усиленно стремятся привлечь лучших выпускников престижных вузов.

Работодателей, заинтересованных в наборе квалифицированных молодых специалистов, можно разделить на две категории. Одни просто приглашают юные умы прямо со студенческой скамьи, участвуют в вузовских ярмарках вакансий, проводят презентации, всячески рекламируют себя, обещая карьерный рост и высокую зарплату. Другие принимают активное участие в жизни вуза, процессе обучения и подготовки студентов. Формы такого сотрудничества российским законодательством практически не регламентированы, все строится по принципу «как договорятся».

Научите студентов работать

Некоторые вузы (МФТИ, МИРЭА) изначально создавались с расчетом на то, чтобы студенты имели возможность если не работать, то хотя бы проходить профессиональную подготовку на крупнейших предприятиях и в научных центрах, заинтересованных в сотрудниках данной специальности. На соответствующих предприятиях создавались базовые кафедры, где студенты «подшефного» вуза имели возможность ознакомиться с практической стороной своей будущей профессиональной деятельности и получить навыки работы по специальности. Данная система существует и сейчас (причем уже не только в Физтехе и МИРЭА).

В основном базовые кафедры размещаются в научно-исследовательских институтах и на промышленных предприятиях, в частности, оборонных. Например, МИРЭА имеет кафедры в Российском НИИ космического приборостроения, НИИ автоматики, НПО «Алмаз», Объединенном институте ядерных исследований и т.д. МФТИ – в РНЦ «Курчатовский институт», АО «Импульс», ракетно-космической корпорации «Энергия» им. С.П. Королева, ГНПП «Квант», ГОСНИИ «Полюс», Вычислительном центре РАН и во многих других. МИТХТ им. М.В. Ломоносова – в НПО «Пластик», НИИ шинной промышленности, институтах Академии Наук РФ, отраслевых институтах и т.д. МЭИ – в НПП «Прочность», РНЦ «Курчатовский Институт», Институте проблем передачи информации РАН, НИИ автоматики и т.д. Подобных предприятий и отраслевых НИИ в каждом вузе насчитывается несколько десятков. Как правило, это бывшие государственные организации, поэтому зарплата там не всегда может конкурировать с оплатой труда в коммерческих структурах. Но иногда базовые кафедры размещаются и в коммерческих компаниях. Например, МИРЭА активно сотрудничает с системным интегратором «Информсвязь», а МЭИ не так давно заключил договор об организации базовой кафедры с «М.видео».

В таких вузах, как МГТУ им. Баумана и МАТИ им. Циолковского, кафедры на территории предприятий называются филиалами внутренних кафедр вуза, иногда организуются даже филиалы целых факультетов. Бауманский университет регулярно направляет своих студентов (причем их отбор проходит непосредственно в университете, и потенциальный работодатель не может проводить какие бы то ни было конкурсы) в НПО «Энергия», НПО машиностроения, НИИ стали, «Метровагомаш», ММП «Салют». Студенты МАТИ пользуются спросом в том же «Салюте», Государственном космическом центре им. Хруничева, НПО «Энергомаш» и т.д.

Студенты трудятся на базовом предприятии 1 - 2 дня в неделю. В первое время работой это назвать довольно сложно, скорее - производственным обучением. Каждую группу (в некоторых случаях даже каждого студента) курирует научный руководитель – сотрудник компании. Студентам читают лекции по профессиональным дисциплинам с учетом отраслевой специфики (лекторы – специалисты предприятия, а не университетские преподаватели, которые, если быть откровенным, довольно далеки от прикладной области), знакомят со структурой организации и основными принципами работы. Студент получает возможность пользоваться дорогим оборудованием, которое вуз не может себе позволить. На основе полученных знаний и собранных материалов практиканты готовят курсовые и дипломные проекты, после защиты которых получают постоянную работу.

Подобное сотрудничество весьма выгодно и вузам, и работодателям. Первые слегка разгружают свой преподавательский состав и учебные площади. Вторые получают не «кота в мешке», а подготовленного специалиста, которого сами вырастили. А выпускник вуза еще в процессе учебы приобретает практические навыки, имеет возможность работать на уникальном оборудовании и, конечно, трудоустраивается. К тому же некоторые предприятия выплачивают студентам заработную плату. Правда, это зависит от конкретной договоренности. Иногда студентов оформляют в штат, но, пока у них нет дипломов, - на неквалифицированные и не требующие наличия высшего образования должности, например, техника.

Очевидно, что многие студенты, не обладающие безмерным патриотизмом и не готовые трудиться на благо Отечества во что бы то ни стало, предпочитают идти на базовые кафедры в коммерческие компании. Но и здесь поначалу им предстоят нелегкие будни. Например, студентам МИРЭА, чтобы попасть на кафедру в «Информсвязь», нужно пройти довольно серьезный отбор. В первый год учебы они постигают азы деятельности компании и выполняют элементарные функции под чутким руководством куратора. На второй год должностных обязанностей прибавляется, да и в компанию являться приходится уже 4 дня в неделю. За это полагается зарплата. Защитив диплом, выпускник может остаться работать в штате компании, выбрав для себя наиболее интересное направление. Перед ними открываются великолепные перспективы построения карьеры и профессионального роста.

Нередко кафедры организуются на базе Академии наук или научно-исследовательских центров. Здесь студенты, ориентированные на научную работу, имеют возможность заниматься ею под руководством лучших специалистов. Учащиеся проходят практику, слушают курс лекций, ведут научные исследования. Хорошо зарекомендовавшие себя студенты остаются для выполнения дипломных работ, после чего поступают на работу младшими научными сотрудниками или в аспирантуру при РАН, что само по себе весьма престижно. К тому же за время учебы они могут написать совместную научную работу с одним из академиков РАН, что является довольно солидным плюсом в резюме, ведь академик выступит в соавторстве только с наиболее достойным стажером. Разумеется, это интересно только тем, кто решил посвятить себя служению науке. Кстати, в крупных центрах сотрудники вовсе не бедствуют – довольно часто получают весьма приличные гранты.

Работодатели заказывают музыку

Довольно часто, ощущая нехватку ценных сотрудников, организации обращаются в вузы с просьбой подготовить выпускников специально для них. Так появляются программы целевого обучения. В подобных случаях по заказу компании или предприятия в вузе разрабатывается дополнительный образовательный план с учетом специфики работы конкретной организации. Обычно, помимо общевузовской подготовки, в него входят лекции по интересующим работодателя дисциплинам, причем занятия по этим предметам могут вести как вузовские преподаватели, так и представители компании. Предприятия организовывают все необходимые виды практики для студентов, оформляют их на работу (иногда даже на штатные позиции, но чаще как практикантов по скользящему графику или по договору подряда), обеспечивают учащихся наставниками, которые нередко становятся руководителями дипломных проектов. Кроме того, студент за время целевой подготовки подробно знакомится с компанией, принимает участие или сам ведет определенные проекты, пишет дипломные и курсовые работы на базе материалов и знаний, полученных во время своей трудовой деятельности. Естественно, в данном случае организация берет на себя все расходы на обучение.

Примечательно, что студент, прошедший подобную целевую подготовку, вовсе не обязан идти работать именно в эту организацию. Конечно, преподаватели вуза будут его всячески агитировать, но никакого принуждения не существует, так что те, кто осознал свою ошибку, всегда могут ретироваться. Но только на определенном этапе. В МИТХТ, например, по прошествии определенного времени после начала целевой программы работодатели набирают группу из наиболее заинтересованных и способных студентов и предлагают им заключить тройственный договор (работодатель – вуз - учащийся), по которому вуз обязан провести всю необходимую подготовку, работодатель – оплатить обучение, а студент – отработать в компании 2-3 года. Это лишь основные пункты договора, в каждом отдельном случае будущий сотрудник может найти дополнительные положительные моменты: например предоставление работодателем жилплощади или кредита на покупку квартиры и т.д. Да и компании, «заказывающие» студентов, в состоянии обеспечить им достойные условия жизни: в число таких работодателей входят ОАО «СИБУР-Нефтехим», ОАО «Лукойл-Нижегороднефтеоргсинтез», ОАО «Омский каучук», а также НК «Юкос». В настоящее время ведутся переговоры с ОАО «Лукойл-Нефтехим». НК «Юкос» создала в Москве «Центр исследований и разработок ЮКОС», куда и приглашает выпускников для трудоустройства и повышения квалификации.

В МЭИ основные заказы на молодых специалистов поступают из РАО ЕЭС и Мосэнерго, а также Атомтехэнерго и РНИИКП. Любят студентов этого вуза и российские атомные станции. Например, на Кольской АЭС руководители отделов ежегодно составляют план, в который включается запрос на необходимое количество студентов-практикантов и молодых специалистов. Практику, кстати, организуют бесплатно для вуза. Как правило, студент, два года подряд проходивший практику на КАЭС, едет туда же работать молодым специалистом. Но таковым он становится не сразу. Первый год он значится стажером и учится работать на столь серьезном предприятии под строгим контролем руководителя стажировки. Вчерашнего студента определяют в конкретный отдел, но почти всегда ему хотя бы месяц предстоит отработать в нескольких ведущих цехах АЭС: турбинном, реакторном и т.д., чтобы освоить специфику работы в целом. По завершении стажировки молодому сотруднику предстоит подготовить и защитить отчет перед комиссией, возглавляемой главным инженером, а также пройти подготовительный курс для вступления в должность (еще 2-3 месяца) и сдать экзамен. Только после этого стажер получает гордое звание молодого специалиста и носит его еще год, после чего становится полноправным сотрудником.

В МФТИ целевая подготовка ведется для таких компаний, как Schlumberger, Cboss, IBM, НПО Лит, ABBYY Software House. Интересно, что довольно часто бывшие выпускники Физтеха, имеющие собственные компании или занимающие высшие менеджерские позиции в крупных организациях, стараются приглашать на работу студентов родного вуза и по возможности участвовать в его жизни. Например, телекоммуникационная компания Equant (бывший «Глобал один») по инициативе своего технического директора (тоже выпускника МФТИ) в 1998 году открыла в вузе кафедру «Телекоммуникационные сети и системы» (специализация - компьютерные сети и информационные технологии). Сейчас она функционирует на базе трех предприятий: российского отделения компании Equant, Института проблем передачи информации РАН и ООО «Фирмы АВД». Поступающие на нее студенты имеют возможность оформиться на работу в компании (по договору) и получают зарплату, правда, ниже, чем остальной персонал. Сначала они работают и учатся под руководством сотрудника компании, который одновременно является руководителем дипломного проекта, а потом и самостоятельно выполняют положенный объем работ. Довольно часто студенты защищают дипломы непосредственно в компании, после чего остаются там работать.

Компании щедрые и науколюбивые

Сотрудничество вузов и работодателей не обязательно направлено на трудоустройство студентов. Многие компании и предприятия нуждаются в проведении научно-технических исследований, для выполнения которых привлекают студентов и преподавателей. Естественно, осуществление подобных работ полностью финансируется заказчиком, включая выплату гонораров. Обычно такие проекты являются разовыми заказами, однако, участвуя в них, студент получает реальную возможность хорошо зарекомендовать себя в компании. Особенно приглянувшихся могут пригласить на стажировку, а затем и на постоянную работу.

Что касается официального оформления отношений между вузами и работодателями, то они вполне могут ограничиваться абстрактным договором о сотрудничестве, основными пунктами которого являются подготовка специалистов, участие в научных программах и ежегодные плановые работы. В процессе совместной деятельности стороны приходят к уже более конкретным договоренностям, например, об организации практики для студентов, причем учащиеся почти всегда имеют возможность за это время пленить сердца представителей компании, так что те уже не мыслят дальнейшего существования своей организации без столь ценных сотрудников. Например, в Бауманке подобное сотрудничество ведется с Samsung Electronics (некоторых студентов направляют на практику в Корею), с ОАО «Туполев», ММП «Салют». Некоторые компании подходят к делу совсем по-рыночному: например, Michelin предлагал МГТУ отступные за то, что вуз отпустит студентов к ним на работу с отрывом от учебы. Студенты МИТХТ могут практиковаться в ОАО «СИБУР-Нефтехим», ОАО «Лукойл-Нефтехим», на Новокуйбышевском нефтеперерабатывающем заводе, Московском шинном заводе, ОАО «Горно-металлургическая компания «Норильский никель», НИИШП. В настоящее время, в рамках Генерального соглашения с «Норильским никелем», МИТХТ принял участие в программе подготовки кадров для Заполярного филиала «ГМК «Норильский никель» под названием «Профессиональный старт». У МЭИ существуют договоры с такими компаниями, как РАО ЕЭС, Мосэнерго, LG Electronics, Samsung Electronics, Schneider Electric и т.д. Физтех направляет своих студентов только в наиболее достойные компании, которые могут обеспечить молодым специалистам интересную работу по специальности, серьезную научную базу и непременно хорошую оплату на время стажировки или практики, например ФИАН или ИТФ.

Похвальную сознательность в последнее время стали проявлять коммерческие компании, безвозмездно оказывающие вузам материальную поддержку. Samsung Electronics организовал в МЭИ компьютерный класс. НК «Юкос» и ОАО «Горно-металлургическая компания «Норильский никель» оснащали лаборатории МИТХТ необходимым оборудованием. ММП «Салют» оплачивал издание учебников для МГТУ им. Баумана.

Ряд компаний учреждают собственные стипендии для лучших студентов. Получающие их молодые специалисты обязуются хорошо учиться, заниматься наукой и всячески самосовершенствоваться. Например, иметь средний балл диплома не ниже оговоренного в контракте, или работать над конкретной темой диплома, или продолжать дальнейшую деятельность именно по данному направлению, или защитить лучший диплом и т.д. ОКБ «Сухого» и «Боинг» выплачивают единовременные стипендии победителям курсовых проектов МГТУ. В МЭИ стипендиатов отбирают по итогам сессии. В МИТХТ талантливые студенты поддерживаются именными (более 20) и отраслевыми стипендиями от предприятий (НПП «Полипластик», ОАО «РТИ-Каучук», компания «Кембридж» и др.).

Таким образом, можно сказать, что плотное сотрудничество выгодно для всех трех сторон: студентов, вузов и работодателей. Международным и российским компаниям это помогает создавать в молодежной среде положительный образ компании как перспективного работодателя, а также пополнять штат своих сотрудников квалифицированными специалистами, обладающими профессиональным опытом и знакомыми со спецификой отрасли. Учебные заведения в результате совместной деятельности повышают качество подготовки своих выпускников. А студенты получают возможность еще в процессе учебы приобрести практические навыки и интересную работу.




Ключевые слова: диплом, трудоустройство, работодатель, ВУЗ, Опыт

Категория: Рынок труда | Добавил 03.11.2007: Russo | Автор: Марина Панина | Просмотров: 20361





Похожие статьи:


Авторизация



Напомнить пароль · Регистрация
Сейчас на сайте:   
Онлайн всего: 44
Гостей: 44
Пользователей: 0
.
Следуйте за нами:   Нефтяники,   ВКонтакте,   Одноклассники,   Мой Мир,   Facebook,   Google+,   YouTube,   Twitter,   Instagram,   LinkedIn,   LiveJournal,   Uid.Me