Любой из нас понимает, что при устройстве на работу просто нереально избежать личной встречи с работодателем или представителем кадровой службы. Если даже вы устраиваетесь на работу по знакомству, если даже ваше резюме - вне конкуренции, если вы получили блестящие рекомендации - но! Если на собеседовании вы не сможете стать единственным претендентом на предлагаемую должность и завоевать симпатии интервьюера, все усилия напрасны.
Вы стоите у порога компании, в которой рассчитываете работать в дальнейшем. Далеко не каждый из нас имеет настолько железные нервы, чтобы воспринимать предстоящий важнейший экзамен без внутренней дрожи - все мы люди. Ведь часто от исхода собеседования зависит не столько будущая карьера, сколько материальное положение всего семейства. Для того, чтобы ваша нервозность не бросалась в глаза, достаточно несколько раз сказать про себя следующее: "Даже если я не получу эту работу, жизнь на этом не кончается. Одолжу денег, продам что-нибудь и буду пробовать дальше. Рано или поздно удача улыбнется мне".
(Кстати, чаще всего, вопрос работодателя: "Что же вы будете делать, если мы вам откажем?" - гарантия того, что вас практически уже "взяли". Это тест на вашу невозмутимость и сообразительность.)
Никогда не показывайте своему интервьюеру, что вы, к примеру, прождали его в приемной полчаса или даже больше. Ему позволительно опаздывать, вам - нет, как бы это ни казалось несправедливым. Чтобы в самые первые секунды встречи вас восприняли наилучшим образом, существует несколько простых приемов. Улыбнитесь, но не перебарщивайте. Работодатели не любят нарочитости, заискивающего взгляда, излишней поспешности и услужливости. Первые слова, которые вы должны произнести, это: "Спасибо, что встретились со мной". Эта дань вежливости обязательно произведет нужный эффект.
С самого начала не отводите глаза в сторону, а то наниматель подумает, что вы что-то скрываете. Но "пялиться" мы тоже не советуем. Существует золотая середина. Лучше всего нарисовать (мысленно, конечно!) треугольник между бровями начальника и смотреть в его середину. В этом случае ваш взгляд станет уверенным, но у собеседника не возникнет неловкости от гипнотического смотрения "глаза в глаза".
Расставим фигуры
Чтобы ваш "визави" не чувствовал превосходства или, наоборот, униженности, вы должны быть с ним на одном уровне. В самом прямом смысле этого слова. То есть - сидеть друг напротив друга, лицом к лицу. Посиделки рядком могут доставить массу неудобств - например, вы в профиль выглядите значительно хуже, чем анфас или вам неприятно все время поворачивать шею- Тут вы должны сами проявить инициативу - придвинуть стул к столу или отодвинуться от него, развернуться под нужным углом. Лучше всего, если вас разделяет небольшой офисный стол, а не длинный "монстр" для заседаний.
Если компания, куда вы пришли на собеседование, довольно солидная, то вполне может быть, что первый вопрос, который вы услышите, будет сакраментальный: "Чай, кофе, сигарету?". Мнения специалистов об ответе на него разделяются. С одной стороны, лучше отказаться от подобного предложения - вы будете отвлекаться от основной цели встречи, демонстрировать не самый лучший политес, поливая чаем важные бумаги или посыпая пеплом дорогой ковер (ведь вы все еще нервничаете, правда?) С другой стороны, небольшая передышка поможет вам расслабиться и установить более неформальные отношения с собеседником. Мы советуем действовать по ситуации - если для вас не составляет труда аккуратно и не без шика выпить чашечку кофе, соглашайтесь; если вы видите в этом вопросе скрытый подтекст, лучше не надо. Но в любом случае мы не советуем вам курить. Это будет похоже на классическую сцену допроса: "Угостите даму спичкой" или "Огоньку не найдется, начальник?"
Вы спрашивали - мы отвечаем
Переходим к самому важному пункту - непосредственному ответу на вопросы. Продолжительность беседы может варьироваться, но в среднем она занимает 20-40 минут. В любом случае, за этот промежуток времени работодатель или его представитель должен принять решение - от ворот поворот или все же попробуем действовать дальше. Поэтому очень многое зависит от того, как вы будете отвечать на вопросы.
После обоюдного представления не забудьте сразу записать для себя, как зовут собеседника, чтобы обращаться к нему по имени (или имени-отчеству). Это создаст более доброжелательную атмосферу. Говорите примерно в том же темпе и с той же громкостью, что и собеседник, а также пробуйте зеркально отражать его позу - например, если он наклонил голову влево, наклоните ее вправо. (Этот совет мог бы показаться смешным, если бы не мои собственные эксперименты на многочисленных интервью, причем даже с теми людьми, которые отлично знают эту психологическую хитрость. Верьте, это действительно срабатывает, собеседники становятся более раскрепощенными и приятными в общении!)
В ходе беседы вам придется произвести одно, но главное впечатление: вы - это лучший претендент на должность. А также собеседник должен убедиться в том, что вы имеете представление не только о наборе функций, который предполагает данная вакансия, но и о том, чем занимается фирма, чем она лучше остальных. В общем, гните линию: "говорю "я", подразумеваю "компания". Например:
Как вы представляете себе будущую работу?
- Я много знаю о вашей фирме, изучив публикации в прессе (поговорив со специалистами, побывав на сайте Интернета и т.п.). Мне очень импонирует ваш авторитет в деловом мире, стиль работы, а также круг моих будущих обязанностей. Если вы окажете мне доверие, то я со своей стороны- (далее следует перечисление тех умений и навыков, которые могут быть полезны компании).
То, что вы пришли подготовленными, обязательно позволит вам заработать очки в свою пользу. Если же получилось так, что вы не знаете о фирме практически ничего, лучше задать несколько уточняющих вопросов, нежели уйти с собеседования в гробовом молчании и с кашей в голове. И интервьюер время потеряет, и вы места не получите.
Ничего личного?
Речь пойдет о так называемых личных вопросах. Как бы мы ни старались сделать свою частную жизнь тайной за семью печатями, их не избежать. Попытайтесь не впадать в крайности - не замыкаться в гордом молчании и не откровенничать, как с соседом по купе. В то же время, нужно воспринять эти вопросы адекватно. Если вас спрашивают о семейном положении, назовите то положение, которое есть у вас фактически, на сегодняшний момент. Большинство специалистов по персоналу недоумевают, когда на собеседовании человек говорит, что он холост, а потом на работу ему звонит некая дама и представляется его женой. А в телефонной трубке слышатся жизнерадостные голоса детей- Так что, лучше сказать: "гражданский брак", никто вас за это не осудит.
Если вас спрашивают о том, что вы любите и чего не любите, не стоит рассказывать о пристрастии к жанру "фэнтези" и отвращении к морепродуктам. Здесь будет уместно ввернуть маленькую оду своим достоинствам, например: "Я люблю новое интересное дело, и мне бывает очень досадно и тяжело, когда обстоятельства или люди вынуждают меня остановиться и прекратить его".
Один из главных камней преткновения на собеседовании - это вопрос: "Назовите ваши недостатки". Совет о том, что надо превращать их в достоинства, уже несколько устарел. Этот прием хорошо изучили специалисты по персоналу, и стратегия "перевертышей" тут не сработает. Тогда что же делать? Лучше всего выбрать из солидного списка своих недостатков самые "безобидные", например: я иногда опаздываю; я "сова", поэтому с утра моя работоспособность ниже, чем днем и вечером; я гораздо лучше пишу, чем говорю, поэтому мне всегда было проще писать письменные отчеты, чем говорить с начальством напрямую и т.п.
Завершать разговор лучше всего так, чтобы запомнилась ваша последняя фраза, например: "Мне было очень приятно с вами беседовать, вне зависимости от исхода нашего разговора. Я очень надеюсь, что мы с вами еще встретимся. Всего наилучшего вам, и больших успехов вашей компании!" Такая вот рождественская пастораль
Роскошь общения
И еще один совет напоследок. Межличностному общению, причем успешному, можно научиться лишь путем тренировок. Если вы научитесь общаться на равных, но с достоинством с самыми разными группами людей, для вас в дальнейшем не станет сложным испытанием общение по телефону, отборочное собеседование или первый день на новой работе. И продавщица, и академик требуют от нас одинакового качества вежливости и внимания, поэтому не стоит ни снисходить до собеседника, не унижаться перед ним. Будьте собой, но не забывайте про наши советы.
Удачи!