"Спасибо, мы вам перезвоним" - классическая формулировка, которую слышит большинство соискателей после собеседования. Означает она лишь то, что вы, скорее всего, должность не получите. Почему? В этом журналист "Работы для вас" попытался разобраться, поприсутствовав на череде собеседований в крупном торгово-промышленном холдинге в качестве ассистента менеджера по персоналу.
В тот день набор шел по двум вакансиям - маркетолога и менеджера по продажам. "Вот увидите, скучно не будет," - пообещала мне сотрудник отдела персонала Светлана Лифанова. И как в воду глядела.
Бабки на стол!
Первый кандидат на вакансию маркетолога - молодой человек в явно недешевом костюме. Смотрим резюме: полтора года назад закончил престижный вуз по специальности "маркетинг", потом работал в крупной торговой компании. Вроде бы все прекрасно.
В ходе интервью, правда, выясняется, что об аналитической деятельности юноша и не слышал: в отделе было 15 человек, а в его обязанности входило посещение супермаркетов и составление отчетов. Для вакансии на $1000 этого маловато.
От опыта работы рекрутер переходит к обучению в институте. Кандидат оживляется и... выдает такую тираду, что даже я с трудом могу сдержать улыбку. Самый деликатный отзыв о преподавателях - "уроды". Минут через пять из рассказов молодого человека становится понятно, что его диплом - заслуга родителей, которые были в состоянии заплатить за своего нерадивого отпрыска.
- Скажите, что такое маркетинг лично для вас? - таков последний вопрос.
- Ну, понимаете... В принципе, маркетинг - это способ выбить из людей бабки и обогатить компанию.
- Спасибо, мы вам перезвоним.
С.Л. Вы все видели сами. Мало того, что соискатель не обладает необходимым для компании опытом, так еще и не стесняется рассказывать о практически купленном дипломе. Вы думаете, это такая редкость? Отнюдь. "Простодушие" кандидатов не имеет границ.
Понятно, что любой опыт можно приобрести, но когда человек сходу переходит на терминологию из серии "бабки" (и кажется себе при этом страшно крутым), он вряд ли получит работу.
Ни слова в простоте
Следующий кандидат - женщина 32 лет. Базовое экономическое образование, курсы маркетинга, два иностранных языка, солидное резюме, где присутствуют и российские, и иностранные компании. Речь пересыпана профессиональными терминами.
Во время интервью она подробно рассказывает о своем предыдущем опыте, апеллируя к компании, где работает. Через слово слышится: "в нашей компании это делают так-то", "у нас принято этак-то".
- Скажите, как часто вы допускаете ошибки? - задает вопрос рекрутер
- Моя работа настолько ответственна, что допускать в ней ошибки непозволительно, - отчеканивает дама.
На традиционную просьбу дать определение маркетинга женщина выдает такую "навороченную" фразу, перегруженную словечками "девелопинг" и "брендинг", что мне приходится лишь догадываться, что она имела в виду.
К концу интервью, когда я уверена, что место маркетолога занято, вдруг слышится обескураживающее "Спасибо, мы вам перезвоним". Чем же она не устроила менеджера по персоналу?
С.Л. Во-первых, нам не слишком подходит предыдущий опыт: человек всю жизнь работал в рознице, а его вряд ли устроит, что в нашей компании знание иностранного не будет востребовано. Во-вторых, когда я прошу дать тривиальное определение, то проверяю отнюдь не грамотность соискателя, а его умение доступно формулировать и тип мышления (насколько человек абстрактно или, наоборот, конкретно мыслит). И если я не слышу ни единого слова "в простоте", то начинаю сомневаться в способности выдавать самостоятельные четкие суждения.
В третьих, вопрос об ошибках не случаен. Ошибки допускают все. И если человек отказывается их за собой признавать, то либо он привык сваливать свои просчеты на других, либо, извините, врет.
И, наконец, вы обратили внимание, как женщина постоянно ссылалась (в позитивном ключе) на свою компанию? У меня все время возникает вопрос к соискательнице: если компания такая прекрасная, то почему ты из нее хочешь уйти? Здесь что-то не так.
Продайте мне себя!
Следующее собеседование - на позицию менеджера по продажам. В комнату вплывает дама, "дыша духами", как блоковская незнакомка. Аромат парфюма ударяет в нос.
- Присаживайтесь, - предлагает ей кадровик.
- Ой, а можно плечики для шубы?
Получив желаемое, женщина неспешно раскладывает на столе резюме, дипломы, еще какие-то бумаги и дорогущий мобильник. Она оглядывает скромный офис, и на ее лице застывает выражение мученицы. Кажется, все в ней вопиет: "И в этом убожестве я буду работать?!"
- Простите, а с кем я говорю? - наконец выдавливает из себя она.
Менеджер представляется. Женщина морщится и выражает желание поговорить с генеральным директором. Получив ответ, что такая возможность будет после первичного собеседования, она вздыхает:
- Хорошо, у меня есть 20 минут.
- Вы указали в анкете адрес, по которому проживаете, или по которому зарегистрированы?
- Где проживаю.
- А он совпадает с адресом регистрации?
- Да, посмотрите в анкете, там же все написано!
Собеседование продолжается примерно в таком же режиме коротких вопросов и не менее лаконичных ответов на них. Оживление происходит лишь в момент, когда интервьюер спрашивает:
- А правда ли, что хороший "продажник" может продать все, что угодно и кому угодно?
- Естественно!
- Тогда продайте мне себя.
Дальнейшую картину можно было бы назвать "Пробуждение тигрицы". Женщина вдруг начинает заинтересованно разговаривать, кивая периодически на разложенные бумаги, идет перечень сделок, цифр, громких названий...
Спасибо, мы вам перезвоним! - прерывает ее монолог менеджер.
С.Л. Завышение собственной стоимости - не лучший способ продать себя. Не следует приходить на интервью в бриллиантах и выкладывать на стол мобильник стоимостью с половину зарплаты рекрутера.
Тем более не стоит проявлять неуважение (даже, если вы претендуете на высокую позицию) и односложно отвечать на вопросы. Интерес и горящие глаза - 30% успеха на собеседовании.
Я часто намеренно задаю очевидно примитивные и глупые вопросы, это элемент стрессового интервью. Например, вопросы о прописке преследовали простую цель: вызвать агрессию. Женщина начала раздражаться, а для "продажника" это качество недопустимое. Умный кандидат всегда обернет "глупость" рекрутера в свою пользу, переформулирует вопрос, затеет диалог, попытается "снять" информацию о компании. Более того: обернет ситуацию в свою пользу, заставив меня расхваливать компанию, так что формально получится, что я еще его и уговариваю пойти к нам работать.
Не знаете? Дискутируйте!
Предыдущие три интервью убедили меня, что найти хорошего кандидата очень сложно. Поэтому, когда вошел очередной молодой человек, претендующий на вакансию маркетолога, я уже предвидела пресловутое "Мы вам перезвоним".
Перед интервью он выключил и спрятал сотовый телефон, сел и протянул менеджеру анкету и резюме: приличный вуз (Академия Управления), два года работы в серьезной компании.
Начинается диалог, и минут через 15 я ловлю себя на том, что внимательно слушаю дискуссию об эффективности СПАМа. Иногда очевидно, что рекрутер ставит кандидата в тупик своими вопросами (например, просит рассчитать эту самую эффективность), но он не теряется: обсуждает, спрашивает, делает предположения.
- Позвоните мне в следующий понедельник по этому телефону, - слышу я в конце.
Неужели маркетолог найден?
С.Л. Да, у молодого человека не хватает опыта, но очевиден живой интерес к содержанию работы. Любой профессиональный вопрос мгновенно подхватывается и используется для того, чтобы продемонстрировать все имеющиеся знания. И еще: самый неправильный ответ на собеседовании - "не знаю". Даже если это так, не надо бояться рассуждать.
Я вижу потенциал этого кандидата, способность к анализу новой информации, понимание сути профессии и интерес к ней. Так что даже если человек сегодня не стоит тех денег, на которые претендует, то очень скоро ситуация изменится в лучшую сторону. И вполне возможно, он получит место в нашей компании.
* * *
10 правил для соискателя
Итак, что нужно делать, если вас пригласили на интервью?
1. Одеться аккуратно, но не вызывающе. Следует избегать ярких расцветок, резких запахов и дорогих аксессуаров.
2. Не озадачивать рекрутера вопросами, куда повесить одежду или положить сумку.
3. Доброжелательно и развернуто отвечать на любые вопросы менеджера, памятуя о том, что в любом (даже самом глупом на первый взгляд) вопросе есть смысл или подвох.
4. Проявлять искреннюю заинтересованность в деятельности компании и в вакансии.
5. Не "гнуть пальцы".
6. Не отвечать "не знаю" на профессиональные вопросы. Лучше начинать рассуждать, пытаться самостоятельно прийти к выводу.
7. Изъясняться понятными словами, не злоупотреблять терминами, особенно переводными.
8. Попытаться спровоцировать интервьюера на диалог.
9. Не забыть поздороваться и попрощаться.
10. Почаще улыбаться.