Работа в нефтяной и газовой отрасли
OilCareer.Ru Работа и карьера в нефтегазовой отрасли
Работа
Начало » Статьи » Трудоустройство » СОБЕСЕДОВАНИЕ

СОБЕСЕДОВАНИЕ [35] Испытательный срок [12] План действий [15]
Рынок труда [35] Советы работодателей [5] ТРУДОУСТРОЙСТВО [43]
Истории успеха [5] Будьте осторожны [10] Работа за рубежом [6]

Молодой специалист: как обаять рекрутера?

Внушительный опыт, выработанные с годами навыки, крепкие знания, яркая профессиональная биография – вот «боевой арсенал» соискателя. Что может противопоставить ему молодой специалист или студент? Только огромное желание получить работу и неисчерпаемое обаяние!

Типичный портрет молодого соискателя часто встречается в объявлениях о найме на работу: добросовестный энтузиаст, легко поддающийся обучению, схватывающий на лету, с развитыми чертами лидера, без вредных привычек. Как убедить работодателя, что вы действительно обладаете этими качествами?


Обнажаться или воздержаться?

Прежде всего, давайте выясним: стоит ли это доказывать? Или по одному внешнему виду станет ясно, что вы из себя представляете. Не секрет, что HR-ы и сотрудники кадровых агентств – неплохие психологи и физиономисты. Однако не стоит забывать, что встречают по одежке, а провожают по уму. То, что вы скажете в ходе встречи, сможет сгладить первое впечатление, если оно оказалось неблагоприятным, или укрепить собеседника в том, что перед ним – настоящая звезда. Главное, не ошибиться!

Ольга Семенова, консультант отдела людских ресурсов McDonalds Россия считает: «На собеседовании важна честность. Не нужно пытаться убедить работодателя в том, чего нет на самом деле. Беседуя с кандидатом, мы прекрасно понимаем его энергетический уровень. Даже по тому, как он рассказывает о своем хобби или о том, как предпочитает отдыхать, интервьюер сделает выводы о том, как молодой человек чувствует себя в обществе, насколько способен брать на себя ответственность. Говорите о себе сдержанно и просто. Даже если требуемые для работы качества у вас есть только в самом «зачатке», опытный интервьюер это заметит!»

Часть рекрутеров советует молодым специалистам воздержаться на собеседовании от демонстрации собственного «я». При первом трудоустройстве гораздо важнее другие качества.

«При встрече с интервьюером необходимо показать, насколько точно вы понимаете суть будущей работы, иначе создастся впечатление, что вы неверно выбрали вакансию, - говорит Тимур Узуньян, эксперт по массовому рекрутменту КА «Manpower». – Затем вам придется объяснить, почему хотите заниматься именно этой работой, показать свою мотивацию, убедив собеседника, что работа вам интересна и будет выполняться эффективно».

Многие HR-ы не настаивают на ярких личностных проявлениях, стараясь сгладить ту нервозность, которую испытывает молодой человек на встрече с первым в своей жизни работодателем.

«У молодых, 18-20-летних ребят, стандартный вопрос интервьюера: почему вы хотите у нас работать, часто вызывает психологические сложности и стресс, - поясняет Оксана Тиллманн, менеджер по обучению компании Luxoft группы компаний IBS. – Они только начинают задумываться о своей будущей профессии всерьез. Когда ребята приходят на интервью они еще не представляют, как устроена наша компания, какие в будущем у них появятся возможности профессионального развития в компании. Поэтому для нас показателен уже тот факт, что они обратились к нам, прислали свое резюме, прошли тестирование по техническим дисциплинам и иностранному языку – значит, мотивация есть. В большинстве случаев ребята ведут себя скованно во время интервью. Мы стараемся расслабить их несложными вопросами, настроить на положительное общение без барьеров. Только тогда они начинают разговаривать с нами на равных».

Однако каким бы благожелательным не выглядел рекрутер, немного настойчивости не помешает. Постарайтесь себя проявить, яркие личности гораздо лучше запоминаются, да и набрать лишние баллы в глазах работодателя не помешает. Тем более, что некотрые из них уверены, что с первой встречи молодой специалист уже должен покорять своим обаянием.

«Без сомнения, необходимо доказать работодателю, что вы действительно то, что нужно компании, - уверена Наталья Степина, менеджер по подбору персонала компании Procter&Gamble. – Ведь мы ждем от будущих сотрудников умения работать в команде, принимать на себя ответственность, вести за собой, и если молодые люди убедительно расскажут о своих выгодных качествах, это обернется в их пользу».


Сам себя не похвалишь…

Одно дело – указать интересующие нанимателя черты в резюме. И совсем другое – повесив трубку, из которой только что раздалось: «приглашаем вас на собеседование», понять, что завтра за написанное придется ответить.

Прежде всего, вам предстоит «сделать лицо». «На собеседовании ребята ведут себя по-разному: кто-то стучится, еле-еле поворачивает ручку двери и, втягивая голову в плечи, тихонько называет свое имя, - делится Елена Бархатова, заместитель директора по персоналу компании «Близнецы». - Такого человека мы вряд ли возьмем на позицию менеджера по продажам, где уверенность в себе – одно из главных требований. Лучше продемонстрировать хорошую осанку, нормальную пластику движений, открытую улыбку, внятную речь. И, разумеется, прямой взгляд: пряча глаза от собеседника, вы вряд ли докажете ему что-либо!».

Мнение Елены разделяет и Татьяна Мойса, региональный директор по Центральной России компании по подбору персонала Kelly Services CIS: «Поскольку навыков, которые можно было бы проверить, у молодежи нет, то HR-ы обращают внимание на мотивацию, умение расположить к себе, отношение к делу. Большое значение будет иметь, во сколько вы явились на встречу, пожали ли руку и даже какого цвета галстук надели. Постарайтесь подготовиться к встрече: соберите информацию о компании, продумайте вопросы, серьезно отнеситесь к внешнему виду».

Подготовьте логичный, структурированный и запоминающийся рассказ о себе.

Анна Мушегян, менеджер по подбору персонала компании Unilever уверена: «Вовсе не следует методично перечислять все свои сильные качества. Гораздо убедительнее прозвучат примеры – они не только подтвердят ваши черты характера, но и докажут вашу зрелость. Допустим, вам нужно было в короткий срок освоить работу Windows ME. Расскажите собеседнику о том, что с огромным желанием несколько дней задерживались на работе, а в выходные обратились к своему другу-компьютерщику, чтобы разобраться в работе незнакомой системы. Такой рассказ произведет гораздо большее впечатление, чем вы покажете интервьюеру дипломы и корочки».

Итак, выстроенный на наглядных примерах рассказ прозвучит куда убедительнее, чем, например, рекомендательные письма из вуза.

«Если вы решили серьезно строить свою карьеру в той или иной области и сможете убедительно и внятно донести свое стремление на первой встрече с представителем компании – успех вам обеспечен», - уверена Оксана Тиллманн.

Но прежде, чем презентовать себя, по мнению Вячеслава Лосева, менеджера по подбору персонала компании Бритиш Американ Тобакко Россия, полезно накануне встречи в компании в буквальном смысле «покопаться в себе». Спросите себя: «А какой я? Насколько я активен, инициативен или обучаем, как того требует работодатель?» Так, вы вспомните ситуации, в которых приходилось проявлять себя в той или иной «ипостаси» и тем самым заранее подготовитесь к аналогичному вопросу интервьюера».

Обычно на собеседовании задают много вопросов, и предугадать каждый из них сложно, но выход из ситуации все же есть.

«Не нужно вести себя необычно - будьте собой. Постарайтесь встать на сторону вашего собеседника и понять, чего он хочет от молодого, неопытного человека? – советует Татьяна Мойса. - В первую очередь, собеседник ждет от вас стремления к победе, уверенности в себе и «взрослого» стиля общения».

В преддверии интервью придется подтянуть свои навыки в импровизации, вспомнить, как вы умеете парировать словесные выпады и читать между строк – ведь за многими незатейливыми вопросами скрываются тонкие психологические ходы. Но, как правило, элементы стрессового интервью в работе с молодежью не применяются, и главные требования работодателя известны заранее.

«Личностные характеристики, которых ждут от кандидата, зависят от корпоративной культуры той или иной компании, - говорит Шали Габисония, генеральный директор КА HRG. - По сути, они похожи: все хотят заполучить людей, ориентированных на результат, целеустремленных, коммуникабельных. Доказывать, что вы обладаете этими качествами, лучше наглядными примерами. Расскажите о работе в команде из своей студенческой жизни, причем подробно остановитесь не только на том, какое задание было дано вашей группе и какой результат достигнут, но и на своей роли в команде, а также проанализируете допущенные ошибки. Такой пример выглядит здраво и обязательно понравится собеседнику».


Все по полочкам

«Некоторые личные качества можно проверить прямо на интервью: например, пунктуальность, умение общаться, энергичность, - говорит Тимур Узуньян. - В то же время, если не используются тесты или игровые ситуации, довольно сложно доказать обучаемость, умение работать в команде. В этом случае помогут примеры из студенческой жизни, стажировок, любых ситуаций, в которых проявилось данное качество».

Предположим, будущий работодатель ждет, что вы окажетесь настоящим лидером. «В этом случае молодому человеку предстоит продемонстрировать уверенность в своих силах, - подчеркивает Анна Ивлева, координатор проекта по набору молодых специалистов компании «Ernst&Young». – Для иллюстрации той или иной черты характера ребята часто рассказывают нам о том, как они возглавляли университетскую команду, как убедили сотрудников банка открыть кредит на обучение, или как во время летней поездки за рубеж по студенческому обмену кому-то удалось получить дополнительную стипендию от работодателя … Любой пример должен демонстрировать вашу способность убеждать окружающих, вести за собой, добиваться чего-либо».

Доказывать свою коммуникабельность, скорее всего, не придется, поскольку общение с рекрутером и без того наглядно демонстрирует этот навык. Если же вопрос на эту тему все-таки будет поднят, то, Вячеслав Лосев советует не забывать о том, что коммуникация бывает разной: письменной, выступление перед аудиторией, со «сложными» людьми, в нестандартных ситуациях. Поэтому, доказывая собеседнику, что вы – очень коммуникабельный человек, подбирайте удачные примеры.

Убедить работодателя в своей легкой обучаемости на собеседовании тоже достаточно проблематично: проверить ее можно только в деле.

«Тем не менее, - делится своими наблюдениями Елена Бархатова, - есть кандидаты, которые просто виртуозно справляются с этой задачей. Например, можно почерпнуть несколько профессиональных терминов с сайта компании или от будущих коллег, а затем удачно вплести их в разговор. Этим вы подтвердите собеседнику: я адаптировался в вашей среде, я говорю на одном языке с вами! Подобный ход производит благоприятное впечатление».

Итак, буквально «разложив по полочкам» все свои черты, вам будет проще справиться с нелегкой задачей самопрезентации. Однако не стоит чересчур опасаться собеседования. Если после встречи с работодателем вам покажется, что «явка провалена», не стоит отчаиваться. Не забывайте, что на ошибках учатся. Вспомните, как вы держались на встрече, о чем говорили, о чем могли бы умолчать и чего могли бы не делать.

Подумайте: может быть, вы действительно не настолько амбициозны, как хотели казаться, или честолюбивы, как говорили, и готовы довольствоваться малым и отсиживаться в углу?

Если так – то, во-первых, необходимые черты можно в себе развить. А во-вторых, даже тем качествам, которые в вас есть сейчас, можно найти достойное применение!

Главное – преподнести их работодателю в самом выгодном свете и тогда Вам удастся трудоустроиться, начать строить свою карьеру и прилично зарабатывать. Удачи!




Ключевые слова: студент, рекрутер, специалист, работодатель, соискатель

Категория: СОБЕСЕДОВАНИЕ | Добавил 18.03.2007: Villis | Автор: Светлана ГЕРАСИМОВА | Просмотров: 12076





Похожие статьи:


Авторизация



Напомнить пароль · Регистрация
Сейчас на сайте:   
Онлайн всего: 37
Гостей: 37
Пользователей: 0
.
Следуйте за нами:   Нефтяники,   ВКонтакте,   Одноклассники,   Мой Мир,   Facebook,   Google+,   YouTube,   Twitter,   Instagram,   LinkedIn,   LiveJournal,   Uid.Me