Работа в нефтяной и газовой отрасли
OilCareer.Ru Работа и карьера в нефтегазовой отрасли
Работа
Начало » Статьи » Трудоустройство » Рынок труда

СОБЕСЕДОВАНИЕ [35] Испытательный срок [12] План действий [15]
Рынок труда [35] Советы работодателей [5] ТРУДОУСТРОЙСТВО [43]
Истории успеха [5] Будьте осторожны [10] Работа за рубежом [6]

Карьера в инофирме

Карьера в инофирме была, есть и будет в ближайшее время одной из самых соблазнительных. Попасть туда на работу нелегко - надо преодолеть серьезный конкурс. А для начала надо, чтобы тебя к нему вообще допустили. Зато сделать в инофирме карьеру зачастую легче, чем где бы то ни было. Из всех типов карьер эта - самая предсказуемая.

Сколько в России инофирм, сказать невозможно. Больших вроде "Марса", "Веллы", "Лореаля", "Джонсон-и-Джонсон", открывших здесь свои производства), около пяти тысяч. Несколько сот мелких и средних иностранных компаний работают в секторе товаров народного потребления. Несколько десятков - в телекоммуникационном бизнесе.

Всего же счастливчиков, работающих в международных компаниях, в России около ста тысяч. Вряд ли есть необходимость перечислять все плюсы карьеры в инофирме. Но даже самые симпатичные зарплаты в баксах меркнут перед тем, что сами иностранцы называют international experience. Работа в инофирме - это путевка в мир. Если вы, конечно, озаботились выучить хотя бы парочку языков и хорошо проявили себя на работе - вас начинают повышать. А в любой инофирме повышение ваше и вашей квалификации происходит при помощи международных стажировок. В идеале вы должны стать менеджером, которому все равно, где осуществлять экономическую экспансию пригревшей вас компании - в Антарктиде или Малайзии. Да будет вам известно, что у российских топ-менеджеров большинства крупных иностранных компаний иностранное гражданство. И они с большим пафосом говорят, что бизнес не имеет национальности и вообще наш общий дом.

Как приходят в инофирмы?

У большинства западных фирм в России воспитание собственных кадров - основа корпоративной идеологии. Среди них такие монстры, как Coca-Cola, Procter & Gamble, крупные аудиторские и консалтинговые фирмы. Они с удовольствием берут на работу шустрых выпускников самых лучших отечественных вузов, наших и западных бизнес-школ. Понятно, почему ставка делается на молодых: они еще не "испорчены" русским бизнесом и более восприимчивы к корпоративным ценностям.

Михаил Елизаров, консультант компании по подбору высшего управленческого персонала Ward Howell: "На более высокие позиции фирмам выгодно привлекать специалистов из других крупных западных компаний. Хотя в последнее время наблюдается тенденция, когда инофирмы готовы брать специалистов из российских компаний. Кроме опыта, они могут принести с собой собственных клиентов и связи.

Такие компании, как "Марс" и "Пепси", предпочитают перекупать головы либо напрямую, либо через рекрутинговые агентства. Этим самым они решают три задачи: собирают в своих стенах лучших из лучших, ослабляют конкурентов, обогащаются новыми свежими подходами и идеями извне".

Самые крупные рекрутинговые агентства, которые занимаются подбором персонала в инофирмы,- это "АНКОР Консалтинг" и Kelly Services.

Расти - или уходи

Ничто так не формализовано, как карьера в международных компаниях, особенно крупных. Иностранцы придумали вполне универсальные правила карьериста, следуя которым, можно смело рассчитывать на продвижение по службе.

Важный принцип построения карьеры в инофирме - вы заранее знаете о своих перспективах. Карьерный рост - процесс эволюционный. Добиться успеха можно, только пройдя все должностные ступеньки. Короче говоря, ни один осветитель без специального образования не может стать главой крупного телеканала. Головокружительный успех Леонида Парфенова просто непостижим для западных мозгов.

Заместитель генерального директора, мировой партнер аудиторской компании ЗАО "Артур Андерсен" Михаил Кисляков рассказывает: карьера каждого сотрудника компании расписана буквально по годам. Карьерный рост - одно из обязательных условий работы в компании. (О том же говорят и в McKinsey в Москве. Здесь правило: или ты растешь, или уходишь.) Интересно, что в "Артуре Андерсене" должности, скорее, похожи на звания. Если вы новичок, вас берут на должность assistant. Через год успешной работы и хорошего прохождения ежегодной письменной аттестации, вы назначаетесь experienced assistant. Если этого не произошло, как говорится, можете освободить помещение. Еще через год вы становитесь semi-senior, на следующий - senior и только потом - менеджером. Проработав на должности менеджера 4-5 лет, вы можете рассчитывать на одну из самых высокооплачиваемых и престижных позиций - national partner.Сегодня шесть русских сотрудников компании в Москве являются national partners. Вершиной же карьерной пирамиды является world-wide partner.

Сам Михаил Кисляков за десять лет работы в фирме заслужил именно это звание.

В западных компаниях желание стать "генералом" считается достоинством работника. Вы довольны своим положением? Значит, у вас нет амбиций, вы не желаете развиваться и стремиться вперед. Таких не любят. Считается нормальным, если сотрудник сам поднимает вопрос о своем карьерном росте, перспективах. Вы можете написать письмо на имя руководства, в котором объясните, кем видите себя в этой компании, что для этого можете сделать сами и какой помощи ждете от фирмы. Если вы сможете аргументировать, что достойны большего, то компания пойдет вам навстречу. Помощь может выражаться, например, в виде тренингов, дополнительных занятий языком, стажировок... Как правило, такие усилия выливаются в новое назначение.

В инофирме ни в коем случае нельзя из ложной стыдливости делать вид, что для вас деньги не главное. Никто этого не оценит. Лучший способ хорошо зарекомендовать себя - жить с лозунгом "Я хочу заработать много денег для себя и для своей компании".

Лишь стоит завести очки

Вообще, учеба персонала в западных компаниях "пунктик". Там учат весь персонал скопом и каждого сотрудника по отдельности - если он, конечно, подает надежды.

Один из самых важных факторов при выборе кандидата на повышение в любой инофирме - желание развиваться как профессионал, получать новые знания и навыки.

Галина Мельникова, начальник управления по работе с персоналом Сити-банка: "Главное, на что смотрит работодатель в западной компании,- это потенциал сотрудника. А именно насколько он обучаем, креативен, инициативен, ответственен".

Менеджер по связям с общественностью Procter & Gamble Наталья Колмакова: "Для того чтобы добиться карьерного роста в нашей компании, нужно совершенствоваться самому. Procter & Gamble проводит множество тренингов среди своих сотрудников. Поощряется каждый, кто находит на них время и не боится осваивать новое. Но особый авторитет зарабатывают сотрудники фирмы, которые сами берут на себя роль тренеров и обучают других".

Михаил Кисляков: "Для успешного продвижения по карьерной лестнице необходимо не только показывать отличные результаты в работе, но и соответствовать определенным требованиям. Например, проходить ежегодное обучение, получать отличную аттестацию. Чтобы занять у нас позицию менеджера, необходимо получить аттестаты аудиторов у Центробанка и Минфина. Всем менеджерам мы рекомендуем получить дипломы сертифицированных бухгалтеров СРА и АССА. Приветствуется, когда наши сотрудники учатся в аспирантуре".

В большинстве крупных компаний уровень специалиста оценивается по количеству заработанных очков. Это как звезды на погонах - чем больше звезд, тем вероятнее ваше новое назначение. "Звезды" получают за удачно проведенный проект, выгодный контракт, диплом о повышении квалификации, отличную аттестацию... Кстати, об аттестации сотрудников. Это, условно говоря, письменный опрос "общественного" мнения о ваших личных и профессиональных качествах. Два раза в год специальную анкету с оценкой вашей деятельности заполняют непосредственный начальник и коллеги. Что интересно, в этих характеристиках, как правило, не бывает золотой середины: о вас пишут либо очень хорошо, либо очень плохо. В аудиторской фирме Deloitte & Touche тех, кто получает отличную аттестацию, фирма посылает за границу на стажировки, которые могут длиться до 1,5 лет. По возвращению на родину молодого специалиста, как правило, ждет новое назначение.

Лови момент!

Как сказал один русский философ, интеллигент - это человек, которого волнует то, что его не касается. Так вот, можно сказать, что инофирмы работают только с настоящими интеллигентами. В западной компании никогда нельзя отказываться от дополнительной работы в новом секторе, даже если за это вам не платят. Для вас это новый опыт и знания, которые могут быть толчком для карьерного роста. Только обладая глобальными знаниями о деятельности фирмы, не зацикливаясь на своем фронте работы, вы можете рассчитывать на повышение или перевод на новый, перспективный участок. Сотрудник западной компании просто не имеет морального права сказать "я не буду этого делать, потому что не получаю за это деньги", "у меня нет на это времени", "это не мое дело", "у меня ничего не получится, потому что это не моя специальность"... Иначе можете считать, что похоронили свою карьеру.

Карьера в инофирме - беспрерывный процесс, который может быть сравним с ездой на велосипеде в горку. Как только вы перестаете крутить педали, то начинаете скатываться вниз, потому что процесс здоровой конкуренции поддерживается идеологически. Если кто-то работает лучше вас, нечего пенять на других и жаловаться, что вы тут уже десять лет, а повышение получает какой-то сопляк.

При высоком уровне конкуренции между сотрудниками в инофирме нужно постоянно рваться в бой, проявлять свои организаторские способности, активность, желание быть лидером, демонстрировать заинтересованность в общем результате, быть амбициозным и ответственным. Например, если заболел начальник, а вы взяли некоторые его заботы на себя, это обязательно сыграет вам на пользу. В инофирме поощряется любая инициатива, особенно если работник просит увеличить свой фронт работ, усложнить задание, остается после формального окончания рабочего дня, а то и приходит в субботу, чтобы закончить начатое. При том, что у всех наших сотрудников равные шансы, повышение, скорее всего, получит именно он.

Командный зачет

Для того чтобы тебя заметили, недостаточно быть просто хорошим специалистом. Одно из непременных условий успешной карьеры в инофирме - умение работать в команде.

Прежде всего это профессиональная совместимость. Ваша задача - мыслить и действовать в одном русле с коллективом, не выбиваться из общего ритма работы, не противопоставлять себя коллегам, быть готовым прийти на помощь там, где возникли трудности. Это как в футболе. Если у ворот не оказалось защитника, на помощь придет нападающий. Если же вы привыкли тянуть одеяло на себя, слишком категоричны, считаете себя умнее других, то вряд ли сможете работать в инофирме.

Игорь Баландин, менеджер по маркетинговым коммуникациям компании "Дженерал Моторз СНГ": "Важно быть со всеми в хороших отношениях. Но при этом необходимо помнить, что отношения с коллегами не должны перерастать в чисто дружеские. Например, у меня есть друг-подчиненный, и я чувствовал, что именно дружба мешает мне надавить на него, когда нужно. Тогда мне пришлось пересилить себя и сказать ему открытым текстом: "Дружба дружбой, работа работой. Здесь мы - коллеги".

Не важно, попали вы в компанию со студенческой скамьи или из другой фирмы - вам придется четко следовать внутренним правилам. В первый же день вам дают ознакомиться с достаточно увесистым документом, который называется "Кодекс поведения сотрудника". Это "библия" карьериста, постулаты которой едины для всех в любом из отделений фирмы по всему миру.

Среди прочих вполне понятных нашему человеку пунктов (например, соблюдение делового этикета) в кодексе есть и такие, которые у некоторых вызывают недоумение. Например, в кодексе компании "Дженерал Моторз" правило: если компания заключает партнерские отношения с другой фирмой и по чистой случайности оказалось, что в последней работает член вашей семьи, родственник или даже любимая девушка, вы обязаны сообщить об этом своему руководителю. Если вы скроете этот факт, у вас могут быть очень большие проблемы.

Чтобы быть на хорошем счету, в инофирме необходимо строго соблюдать условности делового этикета и корпоративной культуры. Бизнес-этикет предполагает, что если накануне вы "хорошенько" отдохнули, то утром это не отражается на вашем лице. В компании Procter & Gamble даже дни рождения сотрудников запрещено отмечать с алкоголем. Каждый день - строгий деловой костюм и галстук. Если сотрудник этого не понимает, ему намекнут или скажут прямо в лоб.




Ключевые слова: инофирма, карьера

Категория: Рынок труда | Добавил 04.11.2007: Russo | Просмотров: 15206





Похожие статьи:


Авторизация



Напомнить пароль · Регистрация
Сейчас на сайте:   
Онлайн всего: 48
Гостей: 48
Пользователей: 0
.
Следуйте за нами:   Нефтяники,   ВКонтакте,   Одноклассники,   Мой Мир,   Facebook,   Google+,   YouTube,   Twitter,   Instagram,   LinkedIn,   LiveJournal,   Uid.Me