Для старшекурсников, желающих участвовать в программах набора и развития молодых специалистов (GRP или GRDP), весна – горячее время. В основном именно весной работодатели проводят конкурсный отбор, последний и решающий этап которого в ряде компаний представлен так называемым ассессмент-центром.
На что похож ассессмент (англ. assessment – оценка)? Напрашивается аналогия с телевизионными reality-шоу. Участники под пристальным наблюдением специалистов разыгрывают заданные рабочие ситуации. Приз победителю – дальнейшее участие в программе развития. Впрочем, понятие «победитель» относительно: участники, в отличие от, скажем, «Последнего героя», не соревнуются между собой, а проходят проверку на предмет соответствия корпоративным нормам.
Валентина Агуреева, руководитель отдела маркетинга, Kelly Services CIS:
– Единственная цель проведения ассессмента – оценка компанией личностных качеств кандидата. Основные акценты делаются на умении работать в команде, нацеленности на результат, способности планировать, оценивать свои возможности и распределять ресурсы (особенно важно умение управлять своим временем), презентовать себя, а также на специфических компетенциях, необходимых для данной позиции.
Ассессмент используют работодатели, уделяющие огромное внимание управлению персоналом, с развитой структурой HR-департамента. Они хотят не только оценить кандидатов или персонал, но подготовить более эффективный, обоснованный план тренингов для будущих сотрудников.
Мария Бондарева, специалист по обучению и развитию, рекрутинговое агентство АНКОР:
– На ассессменте тестируются не формальные признаки и опыт, а компетенции, то есть личностные характеристики, с помощью которых можно выявить и предсказать эффективное или выдающееся исполнение конкретной работы в организации. К тому же компетенция – многомерная фигура, состоящая из нескольких характеристик. Иногда человек, который блестяще прошел интервью, оказывается совершенно неуспешным на ассессменте, и наоборот.
Что же именно и как оценивает в ходе ассессмента конкретный работодатель? Увы, эта информация строго засекречена: опрошенные нами менеджеры по персоналу различных компаний, практикующих центры оценки при отборе молодых специалистов, отвечать на этот вопрос отказались.
Мария Бондарева, АНКОР:
– Для кандидатов вся сложность состоит в том, что полностью подготовиться к ассессменту нельзя: по правилам процедуры участники не должны знать, какие компетенции с помощью каких упражнений измеряются. Что же можно сделать в таком случае? Один из вариантов – продумать, какие компетенции могут оказаться ключевыми для позиции, на которую вы претендуете, и как они могут выражаться в вашем поведении. Во время упражнений, где возможно, демонстрируйте эти компетенции. Каждая из них разделена на измеряемые показатели, и каждый показатель, в свою очередь, оценивается по определенной шкале. Затем все результаты приводятся к единому основанию.
Упражнения, используемые в центрах оценки (предоставлены рекрутинговой компанией АНКОР):
Мини-интервью
С помощью специальных технологий оцениваются заданные компетенции.
Презентация на заданную тему
Позволяет измерить стрессоустойчивость, аналитические способности, навыки работы с информацией, умение быстро находить и грамотно выстраивать аргументы, выходить из сложных ситуаций.
Аналитические упражнения
Задание может содержать, например, свод данных по определенному сегменту рынка и показатели отдельно взятой компании из этого сегмента. Нужно представить свои решения, прогнозы или выводы и их обоснования. Обычно ни компания, ни рынок, описанные в упражнении, не имеют ничего общего с профессией и специализацией кандидатов. Это делается умышленно: задача упражнения – посмотреть, насколько быстро сотрудник сможет сориентироваться в большом количестве незнакомой информации, уловить общие закономерности и построить свои выводы на основе имеющихся данных.
Групповая дискуссия
На первом этапе необходимо на основании определенного количества информации принять собственное решение. Во второй части упражнения группа должна договориться и принять общее решение. Подобные задания помогают измерить умение убеждать, ориентированность на результат, способность организовывать групповые процессы, уровень агрессивности, лидерские качества, способность вовлекать коллектив в дискуссию и находить компромиссы.
Если цель упражнения – прийти к общему решению, кто-то из участников может благодаря настойчивости, активности, а иногда даже агрессивному давлению заставить группу принять общее и лучшее, на его взгляд, решение и добиться результата вовремя. Но если измеряются не способность человека влиять на других, а умение слушать или умение находить компромиссы, результат для такого кандидата будет обратным ожидаемому.
Упражнения «в конверте» (in-box)
Участникам предлагают условную ситуацию и роль в заданной компании. Материалы к упражнению – внутренняя переписка сотрудников, служебные записки, различная входящая/исходящая документация. На основе информации, содержащейся в этих материалах, участники должны принять решения о дальнейших действиях.
В подобных упражнениях может быть заключена «ловушка». Например, в пакете документов для участников часть переписки (на имя другого человека) помечена грифом «секретно» и содержит информацию, существенно влияющую на ход упражнения и принятие решения. В аналогичной ситуации в реальном центре оценки только 1 из 15 участников не вскрыл конверт и тем самым пришел к правильному в данной ситуации решению.
Советы по прохождению ассессмента:
Анна Мушегян, менеджер по подбору персонала, Unilever:
– На мой взгляд, перед ассессментом стоит посмотреть примеры case study, которые легко найти в Интернете, и попрактиковаться в их решении.
Светлана Белова, руководитель кадрового агентства «Алайн Персонал»:
- Во-первых, следует не нервничать и не суетиться. Во-вторых, ни в коем случае не пытаться проследить логику тестов и обмануть их, предполагая правильные ответы. Работодатели, в любом случае, поймут ваши намерения.
Валентина Агуреева, Kelly Services CIS:
– Рекомендации универсальны не только для ассессмента, но и для всего процесса трудоустройства: будьте активны, не стесняйтесь, но уважайте собеседника, будьте уверены в себе, позитивно настроены, настойчивы, старайтесь не отвлекаться от основной темы разговора.