Если вы собираетесь на собеседование в кадровое агентство по поводу секретарской позиции, то не рекомендуем приходить в джинсах или спортивной одежде, с распущенными волосами, чересчур яркими или крупными украшениями, с голыми ногами или вызывающим декольте. Деловой стиль подходит везде: в этом не ошибетесь. Если вы не отнеслись к этому с должным вниманием, то, скорее всего, на этом ваше общение с агентством и закончится.
Строго-настрого запрещено обманывать. Консультанту нужно говорить только правду. Он тоже, в свою очередь, рассказывает вам правду о компании и должности, на которую ведет подбор, дает советы с учетом специфики компании и особенностей людей, с которыми вам предстоит встретиться. В крупных компаниях служба персонала или служба безопасности обычно проверяет сведения, которые вы сообщаете, например, о своей предыдущей работе.
Следует обращать внимание на свою речь, нельзя засорять ее словами-паразитами. Помните, что перед вами специалисты, которые обратят внимание на слова-проговорки.
Как ни странно, но за привычкой говорить “на самом деле”, “по правде говоря” и т. п. в действительности часто таится неискренность. Это подтверждено опытом.
Очень часто позиция секретаря – это первое рабочее место выпускника вуза. Поработав на этом месте, он часто переходит в подразделение, соответствующее профилю его образования (финансы, маркетинг и т. п.). Если на первом собеседовании речь идет о готовности проработать на должности секретаря или помощника достаточно длительный срок, это не значит, что вы будете работать, скажем, три года и ни днем меньше. Очень часто сам работодатель может инициировать продвижение способного специалиста.
Важно только, чтобы на первом собеседовании работодатель правильно вас понял: вы готовы эффективно несколько лет работать на той должности, на которую вас берут и которая, безусловно, весьма важна для компании.
– Сейчас обращают внимание не только на слова, но и на жесты, на так называемый “язык тела”. Важно ли это для секретаря?
Для секретаря очень важно умение подстраиваться. Если он может почувствовать собеседника, оценить по его жестам и позам настроение, умеет “зеркалить”, это очень полезно. Я не раз наблюдала, что тактика “отзеркаливания” склоняла чашу весов в пользу той кандидатки, которая ее применяла. Необходимо взять себя в руки и не нервничать или хотя бы этого не показывать, сохранять доброжелательность и чувство собственного достоинства. Очень важно, как сам человек себя ценит, как себя преподносит.
Бывает, что объективно вроде бы данные у двух кандидаток одинаковые, но одна “стоит” 500 долларов, а другая – 1000, причем исключительно по этой причине – как они себя преподнесли.
– Вы сказали о том, что, неправильно одевшись на собеседование в кадровом агентстве, можно упустить свой шанс. Так кто же консультант кандидату – друг или враг?
Консультант хорошему кандидату, конечно, друг, но не нянька. Он не может тратить свое рабочее время на то, чтобы указывать явно неподходящему кандидату на его ошибки и проводить с ним психотерапию.
Иногда консультант напомнит вам банальные истины о необходимости готовиться к собеседованию (посмотреть сайт компании, почитать публикации о ней), о естественности проявления уважения к компании (похвалить офис или сайт, поблагодарить за то, что вам хорошо объяснили дорогу, приняли точно в назначенное время и т. п.), но, в принципе, предполагается, что такие элементарные вещи человек должен знать и сам.
Много раз во всевозможных пособиях говорилось, что важно сразу правильно запомнить имя собеседника и обращаться к нему так, как он вам представился (по имени или имени и отчеству).
Ошибка тут совершенно непростительна, особенно для секретаря.