Очень часто в объявлениях о вакансиях рядом с зарплатой стоит небольшая приписка "соцпакет". Что "скрыто" за этим словом, знают еще не все наши читатели. За ответами на их вопросы мы обратились к HR-менеджерам и рекрутерам.
Все, что не деньги
По словам специалистов, социальный, или по-другому - компенсационный пакет - это то, что вы можете получить на предприятии помимо зарплаты. Содержание соцпакета в разных компаниях разное. На одних ограничиваются лишь выполнением положений Трудового кодекса и оплачивают сотрудникам больничные и отпуска. На других в соцпакет включены бесплатные обеды, возможность повысить квалификацию, получить кредит и так далее.
С какой же стати работодатели осыпают сотрудников различными благами? Неужели только по доброте душевной? Конечно же, нет. По мнению HR-менеджеров и рекрутеров, соцпакет - своего рода приманка для нужных предприятию специалистов, удачный способ удержать их, "привязать" к компании.
- Сейчас уровень зарплат на фирмах, работающих в одном секторе бизнеса, примерно одинаков, - говорит Иван Стоянов, менеджер по персоналу предприятия "САМ-строй". - В таких условиях привлечь нужного нам сотрудника зачастую удается только за счет более интересных льгот. Кстати, соцпакет часто бывает менее затратным для компании, чем постоянное повышение окладов.
И вовсе это не льгота
Специалисты рынка труда не считают соцпакет благодеянием компаний еще и потому, что многие из его составляющих, так или иначе, компенсируют человеку расходы, связанные с работой. Мобильный телефон, например, обычно оплачивается тем сотрудникам, которые по роду своей деятельности должны поддерживать оперативную связь с клиентами. Расходы на бензин для личного автомобиля компенсируются тогда, когда вы на своей машине должны разъезжать по служебным делам. И таких примеров можно привести еще немало. Поэтому термин "социальный пакет", в принципе, не верен. Правильнее будет говорить о компенсационном пакете для сотрудников.
Он такой разный
Многие рекрутеры уверены, что по содержанию компенсационного пакета можно судить о "самочувствии" компании, насколько уверенно она смотрит в свой завтрашний день.
- Стабильные и уверенные в своих силах фирмы предпочитают работать на перспективу, - говорит сотрудник кадрового агентства Семен Тимохин. - Во многих из них солидная часть компенсационного пакета - инвестиции в свой персонал, и как следствие, в собственное будущее. Например, медицинскую страховку, бесплатные абонементы в спортзал или фитнес-клуб, направления на повышение квалификации компании предоставляют с вполне определенной целью: каждой из них сегодня и всегда нужны грамотные специалисты с современными знаниями и крепким здоровьем.
По словам специалистов рынка труда, компенсационный пакет предлагают не только иностранные и крупные российские компании, но и фирмы-середнячки.
Наиболее распространенный вариант - дифференцированный компенсационный пакет. Он шире для подразделений, в которых зарабатывают деньги для компании, например, для отдела продаж. И меньше для тех, кто эти деньги тратит, например, для сотрудников офиса. Для топ-менеджмента обычно существует отдельный компенсационный пакет.
Каждому - свое
Именно в еще большем ранжировании льгот многие HR-менеджеры видят возможности совершенствования компенсационного пакета на своем предприятии.
- Я категорически против уравниловки, - говорит Иван Стоянов. - Предоставление компенсаций должно зависеть от вклада сотрудника в общее дело и важности его работы для компании. Уверен, что льготы топ-менеджера, уникального, высокопрофессионального специалиста и рядового сотрудника предприятия должны быть разными. Но при этом базовые составляющие компенсационного пакета - одинаковыми для всех сотрудников.
Некоторые из коллег г-на Стоянова согласны с ним по поводу уравниловки, но считают, что развивать компенсационный пакет нужно несколько иначе.
- Будущее, однозначно, за индивидуальным подходом, в том числе и при предоставлении льгот, - уверена менеджер по кадрам Ирина Заболотова. - Но акцент должен быть несколько смещен: в компенсационных схемах нужно ориентироваться не столько на принцип "чем выше должность, тем больше льгот", сколько на потребности конкретных сотрудников. Нужно дать им возможность самим выбрать, например, получить кредит на покупку автомобиля или направление на обучение в престижный вуз.
Как обсуждать
На собеседовании о соцпакете, как и о зарплате, соискателю первым лучше не заговаривать. Дождитесь, пока ваш собеседник сам упомянет о компенсациях. Но и тогда не стоит особенно привередничать: например, требовать отдельное меню в корпоративной столовой, сотовый телефон особой модели, нелестно отзываться о марке служебного автомобиля или настаивать на том, чтобы специально для вас в пакет включили еще что-то. Такое поведение сыграет явно не в вашу пользу, потому как для работодателя вы пока что "темная лошадка". Еще никак себя не проявили, а требования уже предъявляете. Лучше расспросите поподробнее о будущей работе, своих служебных обязанностях. Тем самым вы проявите свою заинтересованность в трудоустройстве и заработаете дополнительные очки, которые помогут вам, в конечном счете, получить желанную должность.