Газетные полосы, стены домов и особенно вагоны метро пестрят объявлениями типа: "Высокооплачиваемая работа. Среднее и в/образование. Тел…", "Работа. Частичная занятость от 300$, полная – до 1000$. Опыт необязателен. Тел…", "Достойная работа, стаж, пенсия. Собеседование по пятницам…". Решив разобраться, кто же эти благодетели, предлагающие престижную и высокооплачиваемую работу людям без опыта и подготовки, я целый месяц вела телефонные переговоры и ходила на собеседования.
В итоге получила массу блестящих предложений, приобрела богатый опыт и даже сделала выводы.
Сначала я посетила несколько собеседований для "активных, энергичных и целеустремленных" и получила предложения заняться распространением косметики, пищевых добавок и средств бытовой химии. Тогда я решила больше не связываться с "котом в мешке" и обращать внимание только на более конкретные предложения.
"Женщине-руководителю срочно требуется заместитель и два помощника" – снова косметика.
"Крупная туристическая фирма проводит набор офисного персонала" – здесь мне для начала предложили поработать на "туристической бирже", заплатив первый взнос – 400$.
"Требуются администраторы, менеджеры, консультанты в успешно развивающуюся компанию. Бесплатное обучение, социальный пакет" – здесь всего-навсего 300$ за заключение контракта.
Поставив себя на место человека, которому хоть и смешно, но работа нужна до зарезу, я сделала следующий шаг – разместила на сайтах вакансий резюме с четким указанием специальности, опыта работы и желаемой должности.
И тут началось самое интересное…
Моей скромной кандидатурой быстро заинтересовалась компания Maxico-IDC, проводившая "дополнительный набор сотрудников для работы в сфере информационных услуг". Я получили бодрое письмо: "Ваше резюме рассмотрено Советом директоров, Вы направляетесь на собеседование. Контактное лицо – секретарь".
В телефонном разговоре с секретарем не удается уточнить ничего, кроме времени собеседования, фамилии менеджера и номера пропуска. В назначенное время приезжаю на станцию метро "Электрозаводская", пересекаю наискосок большую промышленную зону и на территории какого-то предприятия обнаруживаю искомый офис. На улице – толпа людей всех возрастов (видимо, их резюме также отобрал "Совет директоров"). Внутри – теснота и суета.
В первой комнате регистрируют вновь прибывших. За полчаса собирается человек 50. Затем нас приглашают в другую комнату на лекцию, из которой я узнаю, что компания IDC – один из крупнейших поставщиков информационных услуг на российском рынке; ею была создана универсальная дисконтная система; сотрудники Maxico-IDC благодаря современной системе подготовки имеют широчайшие возможности для роста.
Потом нас разводят по офисам на собеседование.
Темная комната с десяток столов, за каждым – по менеджеру. Это отдел развития.
Со мной работает юное существо по имени Дима. В ответ на вопрос, почему так много соискателей, Дима важно поясняет, что фирма расширяется и то, что здесь происходит, – не набор, а отбор. А то, что народу много, так ведь в Москве безработица.
На меня быстро выливается поток информации: фирма предлагает работу "строго в офисе", задачи – обработка документов и консультации клиентов. Гибкий график, карьерный рост, зарплата 500$, премия, социальный пакет. Не работа – мечта. Правда, я по-прежнему не понимаю, чем мне предстоит заниматься. Тогда Дима достает список отделов. Мое внимание привлекает издательский отдел, где планируется выпуск журнала.
"Нет проблем, – отвечает Дима. – После окончания обучения наши сотрудники выбирают для себя любой отдел компании".
"А вдруг там не окажется вакансий или я не понравлюсь руководству?"
На помощь Диме приходит зав. офисом: "Мы не даем координаты других отделов. Сначала – заключение контракта и обучение здесь, в отделе развития. И скажу вам честно (голос дамы теплеет): скорее всего, вы сами не захотите в другой отдел. Вот я сижу и никуда не рыпаюсь, потому что здесь очень хорошо".
Заполнив типовую анкету, ухожу. Перезваниваю в назначенное время (почему-то поздно вечером), секретарь радостным голосом поздравляет меня с тем, что совет директоров компании утвердил мою кандидатуру. Теперь я должна заключить договор, получить свою именную дисконтную карту стоимостью в 60$ и начать обучение.
Итак, все стало на свои места. Любой соискатель получает положительный ответ, но с обязательным условием покупки дисконтной карты за 60$.
Понятно, после этого у человека есть выбор: заняться рекрутированием новых жертв и получать процент с каждого заключенного договора (как юный Дима) или продолжить поиски работы в другом месте, оставив на память именную дисконтную карту Maxico-IDC.
Я стала видеть нашу жизнь яснее. "Сетевым маркетингом" (МЛМ, Multi Level Marketing), а если проще – строительством пирамид, опутано сейчас, вероятно, пол-Москвы. Деньги так и порхают перед носом мечтательно настроенных граждан, особенно недавно окончивших школу и никуда не приткнувшихся молодых людей. Правильно – как Дима.
Но мне-то отступать некуда, и я, соответственно, не сдавалась. Еще одно приглашение пришло мне от TIANSHI CORPORATION. Фирме, занимающейся "научной и коммерческой деятельностью в сфере медицины", требовался помощник руководителя отдела. Среди функциональных обязанностей – работа со СМИ. Вот оно, вроде мое.
Отправляюсь на станцию метро "Коломенская" и далее. Тот же любимый солидными растущими компаниями индустриальный пейзаж, то же количество народа. Но обставлено все с куда большим антуражем. У меня даже потребовали диплом и трудовую книжку!
Существует утверждение, что в сетевом маркетинге можно достичь определенных успехов, если структура надежна, а продукт пользуется спросом (как гербалайф в свое время в очумевшей от воздуха свободы Москве).
Но, как считают специалисты, работающие в серьезных кадровых агентствах, которых мне довелось распросить, все усилия в любой МЛМ-компании сосредоточены исключительно на рекрутировании нового дистрибьютера и раскручивании его на разовую закупку.
Заплатив деньги, человек сам будет вынужден искать других потенциальных клиентов, чтобы возместить свои затраты. Причем наличие продукта в сети, как правило, чисто номинальное и служит одной единственной цели – замаскировать откровенно пирамидальный характер деятельности компании.
Что касается работы в "расширяющихся и открывающих новые офисы" крупных туристических, риэлтерских и других полезных людям компаниях, то здесь обычно все построено на куда более простой схеме.
Схема такая: снимается офис, организуется реклама, и с людей собирают деньги за заключение договора, обучение, документацию (возможны варианты). Вскоре ребята расширяются настолько, что исчезают. Растворяются в пространстве. Найти их невозможно.